«Швейцария извлекает для себя выгоду из сочетания самых разных факторов», - говорит Лаура Аричи (Laura Arici), доцент изобразительного искусства в Цюрихской высшей художественной школе (Zürcher Hochschule der Künste). Прежде всего, она указывает на роль Цюриха, который в последние десятилетия превратился в мировой центр искусства и культуры.
А у истоков этого процесса находились город Шаффхаузен с его возникшим в начале 1980-х гг. уникальным музеем «Halle für Neue Kunst» («Зал нового искусства»), а так же начало в 1984 году издания одновременно в Цюрихе и Нью-Йорке на немецком и английском языках ежеквартального журнала международного искусства «Parkett».
Еще один фактор – наличие в Швейцарии плотной и хорошо развитой сети меценатов, поддерживающих искусство, и коллекционеров. Наконец, третьим фактором выступает наличие хорошо себя зарекомендовавших, в том числе и на международной арене, высших художественных школ в Базеле, Цюрихе, Люцерне, Берне, Лозанне, Женеве и г. Сидерс (Siders) в кантоне Вале.
«Молодые художники в Швейцарии уже в начале своей карьеры имеют возможность показывать свои работы широкой публике», - говорит швейцарский художник Марк Бауэр (Marc Bauer). С другой стороны руководители ведущих структур и институтов в области искусства постоянно посещают такие выставки, будучи заинтересованными в открытии новых имен. «Все это позволяет быть замеченным и довольно быстро», - говорит рисующий карандашом художник, чьи работы сейчас можно увидеть в музее «Kunsthaus Muttenz» в кантоне Базель-сельский.
«У меня, правда, такое чувство, что тут нужно угадать с «правильной» улицей и «верной» галереей, в которой будут выставлены твои работы, иначе тебя могут и не заметить», - говорит художник, родом из Женевы. Он уже трижды выигрывал главную швейцарскую премию в области искусства, «Swiss Art Award», дотированную денежной премией в 25 тыс. франков. По его мнению, позитивный вклад в развитие художественной культуры Швейцарии вносит тот факт, что страна эта, несмотря на свои небольшие размеры, обладает развитой системой музеев.
С другой стороны, процветающая экономика и высокий уровень жизни позволяют относительно большой прослойке населения коллекционировать произведения искусства. «Я не хочу сказать, что швейцарские деятели искусств лучше, чем художники или композиторы из других стран, но они имеют на своей стороне, что очень важно, развитую и эффективную систему поддержки», - говорит М. Бауэр в интервью порталу swissinfo.ch.
В самом деле, деятели искусств в Швейцарии могут надеяться, например, на поддержку со стороны федеральных властей, которая, впрочем, относительно скромна. В год федеральный центр в Швейцарии выделяет только 200 тыс. франков на покупку произведений искусства, предназначенных для обустройства и украшения официальных помещений и посольств за рубежом. Сюда следует так же добавить ежегодный федеральный художественный конкурс (der Eidgenössische Wettbewerb für Kunst), по итогам которого вручаются призы (Swiss Art Awards) в 18-ти номинациях.
К числу тех, кто удостоился этой премии, относятся и такие заметные деятели, как Пипилотти Рист (Pipilotti Rist), Уго Рондиноне (Ugo Rondinone) и Урс Фишер (Urs Fischer). С одной стороны, это доказывает высокую профессиональную и художественную компетенцию жюри. С другой стороны, лауреаты премии «Swiss Art Award» получают не только заметную финансовую помощь, но и повышенное внимание со стороны швейцарской и мировой общественности.
За развитие искусства и культуры в Швейцарии отвечают, прежде всего, кантоны и города. Кантоны выступают, например, в роли учредителей и спонсоров музеев. Однако часто этим дело не ограничивается. «Город Невшатель, например, имеет в Берлине квартиру и художественное ателье, которые предоставляются тем или иным деятелям искусств на несколько месяцев», - рассказывает Паскаль Гринер (Pascal Griener), руководитель Института проблем современного искусства при Университете Невшателя. - «За этим кроется идея поддержки тех, кому требуется организовать стажировку или творческую командировку в такие значимые с точки зрения искусства мировые метрополии, как Берлин».
Кроме жилья, для пребывания в немецкой столице выделяется стипендия в размере одной тысячи франков в месяц. Таким же путем следуют некоторые и другие франкоязычные кантоны, у которых есть одна на всех квартира в Нью-Йорке. Каждые шесть месяцев в нее заезжает представитель творческой элиты одного из западных кантонов Швейцарии.
Некоторые кантоны, например, Базель-городской, создали специальные комиссии, которые определяют в мире современного искусства адресатов прицельной финансовой поддержки. В кантоне Базель-городской на эти цели ежегодно выделяется 320 тыс. франков, из них 200 тыс. уходит на покупку произведений искусства местных художников, 120 тыс. выделяется на покрытие художниками своих текущих расходов.
Примерно так произошло в судьбе некоей Пипилотти Рист, которые в 1991 году получила финансовую поддержку в сумме 9 150 франков за выступление в составе перформанс-группы «Les Reines Prochaines» («Грядущие королевы»), соединяющей в своем творчестве элементы шансона и клоунады. Их номер под названием «Seien Sie Flugdame» был показан в городе на Рейне в шести разных местах. В этом же году П. Рист получила свой «Swiss Art Award». В 1997 году в рамках венецианского биеннале она получила престижную премию «Premio 2000».
Несколько лет спустя авторитетный нью-йоркский музей «Museum of Modern Art» заказал П. Рист мультимедийную инсталляцию «Pour Your Body Out (7354 Cubic Meters)», которая в 2009 году была награждена международным объединением критиков в качестве лучшего произведения в жанре цифрового видеоискусства. Художественная комиссия Базеля организует также общественные посещения ателье художников, чтобы дать публике возможность ближе познакомиться с ними и с их работой. Такой визит, например, состоялся в 2008 году в ателье художника по имени Борис Ребетез (Boris Rebetez). Сам он родом из кантона Юра, но работает в Базеле.
«В Швейцарии можно получить самую разнообразную творческую поддержку в самый важный для художника период, а именно, в фазе сразу после окончания обучения. С другой стороны, правда, следует учитывать, что Швейцария страна маленькая и рынок тут очень узок», - говорит он.
Тем не менее, многие художники согласны с тем, что коллекционеры в Швейцарии обладают большей смелостью, нежели их единомышленники из-за рубежа. «Многое серьезные коллекционеры не ждут, пока художник добьется всеобщих славы и признания, и покупают его работы с самого начала», - говорит, например, Марк Бауэр.
«Кстати, среди первых покупателей работ Пикассо была супружества пара из Берна, Герман и Маргрит Рупф (Hermann / Margrit Rupf). Богачами они не были, но они были страстными коллекционерами и обладали здравым смыслом и способностью видеть потенциал творческой личности», - добавляет Паскаль Гринер.
23-летний Бернхард Хегглин (Bernhard Hegglin) живет и работает в Цюрихе. Его работы можно увидеть в музее «Kunst Raum» в городе Риен (Riehen) под Базелем, в маленьком музее, воздвигнутом местной общиной вплотную к обладающему мировой известностью музею «Stiftung Beyeler».
«Цюрих мне нравится. Но было бы просто великолепно получить возможность пару лет провести за рубежом, чтобы посмотреть на что-то совсем иное. А потом, конечно же, вернуться домой, в мою Швейцарию», - говорит Б. Хегглин в интервью порталу swissinfo.ch.
Для швейцарских деятелей искусства примерно с 17-го века вообще является характерным стремление порвать с узким пространством Швейцарии, вырваться за ее границы, оставив позади менталитет страны. Как раз в то же самое время, на рубеже 17 и 18 столетий, в стране начинают складываться первые серьезные художественные коллекции. Начинателями дела коллекционирования выступали часто молодые швейцарские купцы и банкиры, побывавшие за рубежами страны. В современном мире глобализации такой подход до сих пор сохраняет свое значение.
Такие художники, как Урс Люти, или арт-дуэт швейцарских художников Питера Фишли (Peter Fischli; 8 июня 1952 г.) и Дэвида Вайса (David Weiss; 21 июня 1946 — 27 апреля 2012 г.) всегда понимали себя не только национальными художниками, но частью мирового творческого процесса», - говорит Лаура Аричи. – «Для следовавшего за ними поколения, к которому относятся Пипилотти Рист, Урс Фишер, Уго Рондиноне, вопрос национальной принадлежности вообще потерял какое-либо значение».