РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Обеспеченная старость в Швейцарии: пр...


22.06.2012

Обеспеченная старость в Швейцарии: привилегия для немногих?


На недавно организованном организацией «Pro Senectute» коллоквиуме на тему «На пути к социальному успеху в старости» («Auf dem Weg zu einem erfolgreichen Altwerden») многие эксперты настаивали на необходимости скорейшего создания механизмов для того, чтобы выражение «золотые годы», обычно употребляемое для обозначения пенсионного возраста в одной из самых богатых стран мира, не превратилась в пустую формулу, особенно с учетом стремительного стареющего общества. Впрочем, феномен роста доли пожилых людей в демографической структуре характерен не только для Швейцарии.

«Первый мир» в целом становится старше. По этой причине ЕС объявил 2012 год «Европейским годом активной старости и солидарности между поколениями». Цель: «обратить внимание на вклад, который пожилые люди вносят в развитие общества, в создание лучших условий для более активной жизни в старости и в поддержание солидарности поколений».

Социолог Сильке Ван Дайк (Sylke van Dyke) из Университета г. Йена (Германия) задавалась на коллоквиуме вопросом, стоит ли привлекать пенсионеров к профессиональной деятельности, и предупреждала: «Социальная польза, или, иными словами, занятость пенсионеров на производстве не должны быть главным критерием в создании условий для того, что мы называем «социальным успехом» в старости».

По мнению С. Ван Дайк, нынешняя ситуация характеризуется крайне выраженной «экономизацией» всех аспектов жизни и процессом демонтажа социальных достижений и гарантий. Проблемой, по ее словам, является не, якобы, пассивность самих пенсионеров, но сам характер социальных отношений внутри общества. Она отвергает пропагандируемый многими политиками и учеными менталитет «общественной конкуренции», который плотно увязывает общественное признание с продуктивной деятельностью.

Впрочем, подчеркивает ученая, вся эта критика не означает, что человек, выходя на пенсию, обязательно должен вести «растительную жизнь». Речь идет, по ее словам, «о создании рамочных условий, которые позволяли бы каждому самому решать вопрос о том, как должен выглядеть «вечер его жизни».

«Есть много вариантов, позволяющих и в старости, даже не имея привычной работы, оставаться активным членом общества», - говорит Ален Хубер (Alain Huber), член правления организации «Pro Senectute» в интервью порталу swissinfo.ch. «Главное, с нашей точки зрения, заключается в том, что, на самом деле, каждый может быть счастлив в старости». И это и есть ключевой тезис, учитывать который необходимо, если мы хотим вести разговор о действительно «социально успешной старости». И здесь возникает вопрос – есть ли в Швейцарии для этого необходимые предпосылки?

«В настоящее время на этот вопрос мы можем ответить положительно – но мы должны быть настороже. Мы знаем, какие перемены нас ожидают с дальнейшим старением общества», - предупреждает Ален Хубер. - «Уже сейчас многие пенсионеры сталкиваются с нехваткой финансовых средств, оказываясь, даже с учетом получаемой ими социальной помощи, на грани бедности».

По данным профессора Университета г. Берн Пасквалины Перриг-Челло (Pasqualina Perrig-Chiello) такие показатели, как физическое здоровье (среднего пенсионера), продолжительность жизни, отношение к ней в целом, говорят о том, что в последние годы качество жизни пенсионеров в Швейцарии заметно улучшилось.

«Старость стала более демократична», - говорит она. – «При этом все равно существуют разрывы в доходах, которые объясняются индивидуальными особенностями (бедность, миграция, образование, семейная ситуация). Все еще существуют общественные группы, которые в смысле пенсионного обеспечения относятся к группам риска – по причинам экономического, социального, физического характера».

Поэтому, по ее мнению, необходимо расширить возможности участия пенсионеров в общественной жизни и вести дискуссию не вокруг того, что разделяет возраста и поколения, а вокруг проблемы финансового неравенства среди пенсионеров.

«Факторы, осложняющие положение такой категории лиц, возникают не в рамках отношений между поколениями, а внутри самой пенсионной возрастной группы», - утверждает теолог Беатрис Бовальд (Béatrice Bowald) в интервью порталу swissinfo.ch.

Будучи членом швейцарской Национальной комиссии справедливости и мира (Nationale Kommission für Gerechtigkeit und Frieden) она, естественно, подробно информирует о позиции организации, которую она представляет. Для того чтобы обеспечить пенсионеров в финансовом смысле необходимо, считает комиссия, ввести федеральный налог на наследство, доходы от которого шли бы в бюджет государственной системы страхования по старости и нетрудоспособности (AHV)».

«Существует небольшая группа, владеющая крупными состояниями, и есть множество тех, у которых ровным счетом нет ничего за душой», - сожалеет эксперт. «Такой налог укрепил бы справедливость в обществе», - убеждена она.

Моника Будовски (Monika Budowski), социолог Фрибургско университета, не считает, что солидарность поколений в общем и целом подвергается сейчас в Швейцарии опасности. Опорой такой солидарности является семейный круг, где происходит передача от поколения к поколению знаний, связей, алгоритмов социального поведения и материальных активов. Но за пределами этого ядра ситуация выглядит все-таки несколько иначе.

«Если бы солидарность поколений не ограничивалась бы только семейным кругом, то тогда разные поколения имели бы равные шансы – вне зависимости от финансового положения их семей». А так богатые родители передают свои состояния дальше своим детям, бедные же… «Из-за ограниченности финансовых средств многих семей социальное неравенство пенсионеров продолжает существовать», - указывает Моника Будовски. «С возрастом финансовое неравенство увеличивается и достигает своего апогея в промежутке от 55 до 70 лет».

С. Ван Дайк также критикует тот факт, что нынешняя общественная дискуссия зациклилась на, якобы существующем, разрыве поколений, потеряв из вида настоящую проблему, которая состоит в том, что «рост социального неравенства начинается с возрастом».

Картинки счастливых и здоровых пенсионеров, омолодившихся благодаря волшебным медицинским процедурам и принимающих участие в спортивных, социальных и культурных мероприятиях, не имеют ничего общего с реальной жизнью тех, кто, из-за своего недостаточного образования, был обречен на тяжелый физический труд и вынужден заплатить за это более низкой продолжительностью жизни.

«Однако в рамках современной общественной дискуссии на предмет старения и пенсий все это является строгим табу», - сожалеет С. Ван Дайк.