Эта информация наделала в Швейцарии порядочного шуму: 19-летний гимназист из швейцарского города Биль/Бьенн был в начале июня 2012 года арестован в Кении по подозрению в причастности к исламистскому вооруженному сопротивлению в Сомали. Пока еще в этом деле много открытых вопросов. И, тем не менее, в исламской общине Биля этот арест стал причиной серьезных раздумий и тревог. Напомним, что Биль отличается одной из самых больших исламских общин в Швейцарии – почти 10% от 50 тыс. жителей города причисляют себя к мусульманам.
Арестованный швейцарец слыл среди своих сверстников спокойным и дружелюбным человеком. Сейчас он решительно отвергает наличие у него каких-либо связей с печально известными боевиками из организации «Аль-Шабаб». Сам он родом из Иордании, но вырос и социализировался в Биле. В феврале 2011 года он внезапно исчез, и до сих пор нет никакой информации на предмет его мотивов и маршрутов передвижения.
Из-за недостатка доказательств власти Кении отказались от обвинения в связи с его связями с террористами и боевиками из «Аль-Шабаб». Однако швейцарские власти не разрешают ему сейчас вернуться домой, указывая на то, что он «может представлять собой опасность для общества». Официальный Берн подчеркивает также, что «есть ясные признаки того, что данное лицо могло находится в Сомали в областях, в которых отмечена активная деятельность радикальных исламистских группировок».
Случай с «исламистом из Биля» стал достоянием общественности спустя год после того, как швейцарская газета «Sonntagszeitung» опубликовала статью о смерти в 2006 году молодого швейцарца по кличке «Абу Саад из Туниса». Швейцарская внешняя разведка (Nachrichtendienst des Bundes - NDB) подтвердила только то, что этот молодой человек погиб в рамках «американской антитеррористической операции». Он также жил в Биле, регулярно посещая мечеть «Арраман» (Moschee Arrahman), которая среди всех мечетей Швейцарии имеет репутацию наиболее консервативной и наиболее политически активной.
Этот погибший в 2006 г. молодой человек «был неприметной личностью без какой-либо предыстории», - говорит имам Халид Бен Мохамед (Khalid Ben Mohamed). Но однажды, без видимого повода, «он выразил желание отправиться в Ирак». «Я настойчиво пытался отговорить его от этого шага», - подчеркивает имам. Также, как и швейцарские власти, Бен Мохамед уверен, что на молодого человека радикализирующим образом повлияли исламистские ролики в Интернете. В результате он уехал в Сирию, где его рекрутировала одна из подпольных ячеек Аль-Кайды в Ираке. Стефан Латьон (Stéphane Lathion), координатор исследовательской группы «Ислам в Швейцарии» (Forschungsgruppe zum Islam in der Schweiz - GRIS), подтверждает в интервью порталу swissinfo, что «радикализация молодых людей происходит, чаще всего, внутри небольших групп, оторванных от влияния крупных исламских общественных групп и общин».
Ученый подчеркивает, что Интернет с его информационными ресурсами вполне способен заменить традиционных вербовщиков. «Это довольно новая тенденция. Кроме того, никогда не следует недооценивать силы идей и влияния политического исламистского визионерства, исходящего от курсирующих в Интернете видеороликов. Под их влияние могут попасть даже те, кто вообще-то никогда не читал Корана».
Тем самым, по его мнению, стремление молодых людей присоединится к исламистскому подполью мотивировано отнюдь не религиозно-духовными факторами. «В 1989-х гг., когда молодых швейцарцев тянуло в Центральную Америку с целью борьбы против «американского империализма», никто не задавался вопросом, какую роль здесь играет религиозный фактор. То были молодые люди в поисках собственной идентичности, выступавшие за справедливость и за высшие идеалы».
Сильвен Бессон (Sylvain Besson), журналист швейцарской газеты «Le Temps» и эксперт в вопросах, связанных с исламизмом, не уверен в том, что радикализация молодежи происходит как бы сама по себе, только под влиянием сети. По данным экспертов, с которыми ему удалось поговорить, ни один доброволец из «первого мира» не может вступить в исламистское подполье, не имея поручителей среди испытанных «бойцов джихада», а как раз такие люди зачастую используют в своих целях крупные мечети.
В 2010 году Ален Пишар (Alain Pichard), учитель и политик из Биля, поднял тревогу в прессе в связи с исчезновением трех молодых людей. По имевшимся у него данным, все они отправились из Биля за рубеж на обучение в консервативные «школы Корана». «Один из них вернулся полным фанатиком, второй, уже известный Абу Саад, погиб в Ираке. Третий же был на грани клинического безумия», - рассказывает он сегодня. Именно этот третий ученик и рассказал в деталях о существующих методиках рекрутирования новых членов подпольных исламистских организаций.
Сильвен Бессон уверен, что в рамках процесса «промывки мозгов» заметную роль играет ближайшее семейное, социальное и культурное окружение молодых людей». Не случайно, поэтому, что в последние годы всякий раз, как только речь заходила об исламистских казусах со «швейцарским уклоном», на первый план выходил один и тот же город, а именно – Биль/Бьенн. «Именно в этом городе находится ядро радикально настроенных исламских беженцев», - уверен журналист.
Впрочем, дело не ограничивается только одним этим городом. Швейцарская внешняя разведка (Nachrichtendienst des Bundes - NDB) указывает в своем докладе за 2012 год, что в Европе в целом наблюдается рост числа передвижений лиц, могущих иметь контакты с исламистским подпольем. NDB не может, правда, точно утверждать, выросло ли, и если да – то на сколько, число таких передвижений, захватывающих и Швейцарию. Однако разведке «известны имена нескольких лиц, ранее проживавших в Швейцарии, и находившихся потом в Афганистане, Пакистане или Сомали с целью участия в вооруженных исламистских акциях». В упомянутом докладе NDB впервые говорит о том, что не исключены в будущем попытки этих людей вернуться обратно в Швейцарию. Ален Пишар, наоборот, отмечает прямо противоположную тенденцию. «Сегодня нас скорее волнует феномен курдов, выступающих на стороне запрещенной Курдской рабочей партии. Так, недавно турецкими военными был убит один такой курд, который тоже раньше проживал в регионе (города Биль)».
По мнению многих экспертов смерть Бин Ладена, уничтожение большого числа подпольных ячеек Аль-Кайды и события «арабской весны» сдерживающим образом повлияли на салафистские круги, готовые к применению насилия. Радикальный салафизм был в последние годы очень притягателен для молодых мусульман из Западных стран, в том числе и для тех, кто перешел в ислам после событий 11 сентября 2001 г. и после войн США в Афганистане и Ираке.
Швейцарское федеральное Ведомство полиции (Bundesamt für Polizei - Fedpol) не ослабляет, тем не менее, своей бдительности, не исключая возможности совершения терактов и на швейцарской земле, вне зависимости от того, прошли ли потенциальные террористы специальное обучение за рубежом или нет. «События по тулузкому сценарию, когда гражданин Франции исламского вероисповедания убил несколько невинных человек, нельзя исключать и в Швейцарии», - заявил недавно директор Fedpol Жан-Люк Вец (Jean-Luc Vez) в интервью франкоязычному швейцарскому радио RTS.