Эти часы – идеальны. Ну, или почти идеальны. Присмотревшись к ним, под микроскопом можно увидеть кое-какие неровности: шлиц болтика не так ровен, как надо, например. Или часть корпуса, в оригинале изготовленная из карбонных материалов, в подделке сделана из пластика. Или стекло не снабжено антирефлектирующими свойствами.
Однако все это детали, опознать которые не сразу удается даже специалистам. А в остальном… Вот, например, недавно конфискованные швейцарскими таможенниками произведенные в Китае часы «Hublot "Big Bang"». На первый, на второй и на третий взгляд они выглядят просто неотличимо от оригинала – тот же дизайн, тот же вес, даже тот же самый запах ванили, который распространяет ремешок. Однако наибольшее удивление специалистов вызвало «сердце» подделки – турбийон.
«Мы впервые в жизни держали у себя в руках подделанные часы с турбийоном такого высокого уровня. То есть совершенно очевидно, что фальсификаторы обладают теперь возможностью воспроизводить самые сложные механические устройства», - говорит Мишель Арну (Michel Arnoux) в интервью порталуswsissinfo.ch, которое он дает, сидя у себя в офисе в Биле. М. Арну руководит департаментом по борьбе с фальсификатом в рамках Объединения предприятий швейцарской часовой промышленности (Verband der Schweizerischen Uhrenindustrie - FH).
В городе Биль (население – 50 тыс. человек) расположена штаб-квартира самого большого в мире часового концерна – «Swatch Group». И здесь очень внимательно и с определенным беспокойством анализируют то, как растет «мастерство» китайских часовых «умельцев». Ранее им было просто не под силу вторгнуться на рынок сложных часовых механизмов высшей ценовой категории.
Но теперь все изменилось… Еще несколько лет назад подделанные часы «Ролекс», которые и без того продаются на азиатском рынке за пару сотен франков, не представляли для концерна особой материальной и финансовой проблемы. Но теперь, когда фальсификаторы взялись за механизмы стоимостью в многие тысячи франков, все стало выглядеть совсем иначе.
Многие торговцы и производители настоящих швейцарских часов не скрывают своей озабоченности. «Фальшивки обходятся швейцарской часовой индустрии в миллиарды франков в год», - заявил недавно руководитель «Swatch Group» Ник Хайек (Nick Hayek) в интервью бесплатной газете «20 Minuten». «Самое страшное заключается в том, что копии становятся все более и более профессиональными». По его мнению, фальсификаторы реагируют тем самым на растущий интерес потребителей к часам дорогих марок – но не только.
«В результате кризиса часовой индустрии в период с 2008 по 2009 гг. китайским легальным производителям сложных часовых механизмов волей неволей пришлось избавляться от запасов, скопившихся на складах, причем цены были установлены самые демократичные. Одновременно китайская мафия (триады) начала активно искать новые рынки сбыта с тем, чтобы и далее иметь возможность выгодно инвестировать огромные средства, зарабатываемые ими в интернете при помощи нелегального букмекерства», - разъясняет Мишель Арну.
Пусть даже Объединение предприятий швейцарской часовой промышленности не может на сто процентов доказать связей между организованной преступностью и фальсификаторами часовых механизмов – ясно, что точки соприкосновения между ними существуют. Например, «часовые умельцы» тоже активно используют возможности интернета для сбыта своей «продукции», конкретно, речь идет о так называемых сетевых аукционах наподобие «e-Bay».
«По причинам кризиса многие биржевые маклеры из Лондона и Нью-Йорка вынуждены были продавать свои роскошные часы по буквально бросовым ценам в интернете – и этим немедленно воспользовались фальсификаторы. Они часто втирались в толпу таких банкиров-банкротов, утверждая, что и они продают «настоящие» часы – но как бы из вторых рук», - разъясняет далее Мишель Арну.
На другом конце этой «цепочки» находятся любители, которые часто не могли противостоять искушению, приобрести себе такие часы по столь «выгодным» ценам. Но потом цены на истинные механизмы опять поползли вверх, и такие любители вольно или невольно стали переключаться на торговцев «часами из вторых рук».
Никто не признается в этом открыто, но в кругах швейцарских часовщиков все чаще и громче слышатся обвинения в том, что некоторые определенные бренды, нарочно накручивая цены на свою продукцию, сознательно или неосознанно, но играли на руку производителям фальсификата.
Свою роль сыграла и рестриктивная политика этих брендов в области предложения (в соответствии с известным правилом «не более одного товара в руки»), так что многие частные торговцы, прежде всего в США, вынуждены были опять-таки обращаться к услугам торговцев «часами из вторых рук». «Возникновение такого параллельного рынка очень выгодно производителям фальшивок», - говорит М. Арну.
Жан-Клод Бивер (Jean-Claude Biver), харизматичный владелец марки «Hublot», несколько раз за последние годы во всеуслышание объявлял о том, насколько он горд тем, что его часы копируют и фальсифицируют, - это, де, является доказательством престижности его бренда на мировом рынке. Однако сейчас отношение к фальсификаторам изменилось кардинально – с учетом того, что ущерб от фальшивок не ограничивается только чисто экономическими потерями.
По мнению М. Арну, «когда потребитель не способен более отличить истинный механизм от фальшивки, он теряет доверие к бренду «швейцарские часы», что является тяжелым ударом». Чтобы противодействовать этой тенденции, Объединение предприятий швейцарской часовой промышленности создало в Китае целую команду из 40-50 инспекторов. «Мы преследуем стратегию постоянного наращивания давления – что делает работу фальсификаторов все менее и менее комфортной», - говорит М. Арну. В китайской провинции Гуандун, в этом центре китайской промышленной фальсификации часовых механизмов, эта команда вместе с полицией проводит свои рейды почти каждый день. «Результаты, правда, получаются довольно скромными», - признают представители FH.
Причины? «Эта промышленность очень раздроблена, между различными структурами нет никаких официальных контактов и связей. Многие части механизмов производятся легально на крупных солидных заводах, но потом они поступают в тайные ателье и мастерские, и вот тут из легальных частей и собираются нелегальные фальсификаты».
Тем не менее, кое-что все-таки в сети правоохранительных органов попадает, как, например, во время рейда в марте этого года. Тогда в одном таком тайном ателье было конфисковано сразу 280 тыс. нелегальных полуфабрикатов. Однако проследить все пути поставок и выйти на крупных дельцов – очень сложно, если вообще возможно. Эти дельцы ведь занимаются не только часами, порой они вовлечены в разветвленный криминальный бизнес, местами довольно тесно соприкасающийся с властями.
Борьба с нелегальными производителями часов может быть успешной только в случае уничтожения криминальных сбытовых сетей. С этой целью в Биле была недавно разработана специальная компьютерная программа, с помощью которой можно анализировать сотни тысяч объявлений о продажах, размещенных на сайтах сетевых товарных аукционов. Не сидят сложа руки и швейцарские таможенники. Но… «Все мировые таможенные органы вместе контролируют не более 2-3% мирового торгового оборота», - подчеркивает М. Арну.
Швейцарская часовая индустрия возлагает все свои надежды на министра экономики Швейцарии Иоганна Шнайдера-Амманна (Johann Schneider-Ammann), который с 8 по 15 июля будет находиться в Китае с очередным визитом. «В центре памятной записки, разработанной нами в процессе подготовки этого визита, стоят как раз вопросы авторских прав и их защиты», - говорят представители FH.