РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ШВЕЙЦАРИЯ И ООН: ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВМЕСТЕ


11.09.2012

ШВЕЙЦАРИЯ И ООН: ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВМЕСТЕ


Эксперты на обоих берегах Атлантики едины в том, что, за исключением некоторых досадных срывов, итоги швейцарского десятилетия в ООН выглядят более чем положительно. Кроме активной работы на направлениях, традиционных для швейцарской внешней политики (помощь развитию и гуманитарная проблематика), Берн заявил себя в качестве активного игрока и в такой немаловажной сфере, как структурная и бюджетная реформа ООН.


«Если мы посмотрим на такие основополагающие вопросы, как принцип правовой государственности или международная ответственность, то здесь влияние Швейцарии, особенно в сравнении с ее величиной, выглядит сверхпропорционально сильно». Это в интервью порталу swissinfo.ch утверждает Ричард Дикер (Richard Dicker), директор Международной правовой программы авторитетной неправительственной организации «Human Rights Watch» со штаб-квартирой в Нью-Йорке.

«После десяти лет работы в ООН Швейцария может в этой области предъявить довольно-таки успешные результаты. Швейцария не просто отбывает номер, она вкладывает душу и силы в то, что она делает, прежде всего, что касается решения правовых вопросов. Она вызывает доверие, и она обладает высочайшей квалификацией для такой работы», - верен эксперт.

Активная роль

Итальянец Андреа Биянчи (Andrea Bianchi), профессор международного права в женевском «Graduate Institute» согласен с такими оценками. «Эти десять лет показали, что Швейцария способна играть активную роль на международной арене, и что она имеет репутацию и квалификацию, которые достаточны для того, чтобы взять на себя в международном масштабе активную созидающую роль».

Превращение дискредитировавшей себя Комиссии ООН по правам человека в Совет, реформа системы санкций ООН и Совета Безопасности, - частью чего было дерзкое предложение ограничить право вето пяти держав в случаях разбора дел, связанных с геноцидом, - приводятся экспертами в качестве примеров блестящих действий Швейцарии в Организации Объединенных наций.

Одним из самых «больших разочарований» стал, однако, отзыв в мае этого года проекта реформы рабочих методов СБ ООН, - говорит Даниэль Тракслер (Daniel Trachsler) из Центра исследований вопросов безопасности (Center for Security Studies - CSS) при Высшей технической школе Цюриха (ETH Zürich).

«Я считаю, что этот сюжет доказывает нам, что малая и средняя по размерам и влиянию страна не в состоянии пробить сильную оппозицию и сопротивление основных глобальных игроков, если к тому не располагает сложившаяся в мире ситуация».

Игра по-взрослому

Биянчи указывает, что, несмотря на отзыв проекта реформы рабочих методов СБ ООН, сам проект был умным дипломатическим ходом, который предложил формат реформ, не требовавших внесения дополнений или изменений в Устав ООН, и который исключил бесконечные дискуссии вокруг реформ, изначально не имевших шансов на воплощение.

«Эта инициатива ясно показала, что можно многого достигнуть и вне попыток провести формальную реформу Устава, то есть не вызывая на себя огня со стороны пяти держав-обладателей права вето и не будучи обязанной постоянно объяснять свои действия».

Однако на сей счет есть и иные мнения. Так, например, ветеран швейцарской дипломатической службы Франсуа Нордман написал недавно в статье, опубликованной в газете Le Temps, о том, что «ставя под сомнение право вето пяти держав, Швейцария ненужным образом провоцирует сильнейших глобальных игроков, тем более, что речь идет о тематике, которая никоим образом не затрагивает собственно швейцарских интересов».

Ричард Дикер призывает также учитывать, что в этом году Швейцария взяла на себя ведущую в ООН роль в дискуссиях вокруг резко ухудшившейся ситуации в Сирии, настоятельно требуя от СБ ООН передать этот вопрос на рассмотрение Международному уголовному суду (ICC).

«Швейцария миссия предприняла усилия, которые заслуживают всяческого одобрения, напомнив государствам – членам ICC об их обязанности соблюдать законы в части, касающейся борьбы простив государственной жестокости на грани геноцида»,- подчеркивает он.

Посредническая роль

По мнению экспертов, четким признаком успеха Швейцарии в ООН является большое количество швейцарцев, занимающих высокие посты в структурах и институтах ООН – сейчас по данным швейцарского внешнеполитического ведомства таких постов насчитывается около семи десятков.

«Весьма солидное число, если только учитывать, что такая маленькая страна смогла добиться таких результатов всего лишь за десять лет, соответственно увеличив свое представительство в руководящих структурах ООН», - говорит Фани Шармей (Fanny Charmey), руководительница рабочей группы «Международные организации» в швейцарской независимой внешнеполитической «мыслительной фабрике» «Foraus».

Д. Тракслер и А. Биянчи уверены, что такие результаты указывают на превосходную репутацию Швейцарии на мировой арене. А. Биянчи описывает швейцарских дипломатов как «профессионалов высшего класса, которые чертовски хорошо ориентируются в обстановки, и знают, что и когда им делать и что говорить».

Швейцария, по его мнению, «доказала, что она обладает способностями тонкого и ненавязчивого международного посредника. Именно это и есть главная причина, по которой, только лишь недавно вступив в «клуб ООН», она смогла завоевать в нем такие замечательные позиции».

Недостаточная степень участия в миротворчестве

Швейцарское участие, столь заметное в делах структурного и бюджетного характера, выглядит куда скромнее в вопросах международных миротворческих миссий. В бюджетном рейтинге Швейцария занимает 16-ое место, а вот в списке стран, участвующих в таких миссиях она находится всего лишь на 99 месте. За это Берн часто подвергают критике, мол, Швейцария не спешить марать себе руки в конфликтах.

Д. Тракслер видит в области швейцарского миротворчества «заметный потенциал улучшений». Ф. Шармей убеждена, однако, что такая ситуация соответствует швейцарским заветам нейтральности. И, тем не менее, до 2014 года швейцарское правительство планирует вдвое увеличить число швейцарских военнослужащих, предназначенных для участия в миротворческих операциях за рубежом.

Для Швейцарии, по мнению Ф. Шармей, такое решение является настоящим вызовом, поскольку «принципы нейтралитета запрещают нам участвовать в операциях принудительного характера».

Место в СБ ООН

Тот факт, что Швейцария преследует в ООН довольно дерзкие цели, подтверждается еще и подачей ею заявления на получение ею непостоянного места в СБ ООН в 2023 и 2024 гг. Наблюдатели расценивают это место в качестве легитимной и важной цели.

«Эта цель весьма сложна в достижении. Но не из-за нейтралитета Швейцарии, а потому, что в ходе ее достижения страна будет рисковать оказаться под серьезным международным давлением», - указывает Д. Тракслер. «Тут нужно еще разобраться, в самом ли деле Швейцария желает попасть в центр всеобщего внимания».

Для А. Биянчи получение Швейцарией непостоянного места в СБ ООН является вполне осмысленным шагом. «Это место стало бы кульминацией швейцарского присутствия в ООН и доказательством ее высокой репутации в этой международной организации».