Незаконное занятие территорий, мусор и грязь, распространяемые клише о «цыганах-конокрадах», угрозы в социальных сетях, судебные иски и даже применение огнестрельного оружия. В последнее время все эти вещи были тесно связаны с феноменом присутствия цыган в Швейцарии, весьма подмочив репутацию вечных кочевников. Особенно это касается западных франкоязычных областей Швейцарии, которые в последнее время были облюбованы французскими цыганами – из-за родственного языка и сильного швейцарского франка.
Еще более обострилась ситуация в результате усилившегося притока цыган из Румынии и Болгарии. Принцип свободы перемещения по Евросоюзу и Швейцарии позволяет им теперь отправляться на «заработки» в богатые страны, промышляя там, прежде всего, воровством и попрошайничеством. Еще один фактор – рост числа ходатайств о предоставлении статуса беженца, поданых швейцарским властям представителями сербских цыган.
Определенные политические силы в Швейцарии пытаются активно использовать эти сложности в своих целях, требуя принимать практически невыполнимые меры. Например, звучат предложения конфисковывать цыганские жилые прицепы-фургоны в случае совершения уголовных преступлений или даже создать европейскую «систему раннего предупреждения», которая могла бы ориентировать жителей того или иного региона о том, что на их территории ожидается появление табора.
«Проблем бы не было, если бы в Швейцарии было достаточно мест, на которых цыгане могли бы официально разбивать свои биваки. Но таких мест не хватает даже для нас, швейцарцев, что уж говорить о приезжих из-за рубежа», - говорит Даниэль Хубер, председатель организации швейцарских «белых цыган» (Jenische) «Дорожное братство» («Radgenossenschaft»). «Складывается впечатление, что у нас гораздо меньше прав, чем у оседлого населения, но обязанности у нас? конечно же, равные. Кроме того, все эти неприглядные истории наносят нам серьезный моральный ущерб, потому что нас часто смешивают с цыганами-рома, а это ведь совсем иной народ».
Большая разница
«Белых цыган» (Jenische) в Швейцарии называют иногда «пятой группой населения». Их насчитывается сейчас в стране около 30 тыс. человек. Эти люди посещают школы, платят налоги и служат в армии. Однако даже им приходится сталкиваться с трудностями в общении с остальным населением, не торопящимся признавать их в качестве равноправных сограждан. Енише стремятся вести неприметную жизнь, однако описанные выше негативные тенденции сделали и их объектом пристального внимания со стороны общества и прессы.
«Стричь всех цыган под одну гребенку – это расизм. Необходимо четко понимать, какие ожидания имеет государство по отношению к своим гражданам и какие у государства есть обязанности перед ними в разных ситуациях», - говорит Дорис Ангст (Doris Angst), директор швейцарской Федеральной комиссии по борьбе с расизмом (Eidgenössische Kommission gegen Rassismus).
«Люди просто не понимают, что разница между «белыми цыганами» и цыганами-рома куда больше, чем между «белыми» и оседлым населением», - разъясняет Урс Глаус (Urs Glaus), юрист, адвокат, директор фонда «Будущее швейцарских цыган» (Stiftung "Zukunft Schweizer Fahrende").
Даниэль Хубер добавляет: «Самым большим для нас препятствием является тот факт, что кантоны постоянно хотят нас размещать вместе с цыганами-рома, хотя у нас потребности совсем иные. Они ведь путешествуют большими конвоями, тогда как мы предпочитаем мигрировать в семейном кругу. Рома постоянно ориентируются на большие дороги и автобаны, в то время как мы ищем близости с природой. Все это является для нашего народа серьезной угрозой».
В тесноте и в обиде
Из числа «белых цыган» только примерно 10% относятся к тем, кто постоянно мигрирует или ведет полуоседлый образ жизни.
«Они располагают примерно 14-тью официально выделенными площадками для зимовок, и это только примерно 30% от того минимального количества, которое было бы для них необходимо», - говорит У. Глаус. «Число временных летних площадок сократилось за последние десять лет с 51 до 42. Большая часть их плохо оборудована, не хватает воды. Да и покрывают они в лучшем случае 60% имеющихся потребностей».
Ситуация выглядит по-разному в разных регионах страны. «Хуже всего в кантоне Швиц, где нет ни одной транзитной площадки, и это при том, что Швиц относится к кантонам, в которых мы жили издавна», - подчеркивает в интервью порталу swissinfo Д. Хубер, - «Кантоны Цюрих, Ааргау, а скоро и Берн, оборудованы куда лучше, что показывает, что проблема эта вполне разрешима».
Хуже положение в западной франкоязычной Швейцарии, где нет достаточно мест ни для своих, ни для приезжих цыган. В настоящее время только в кантоне Вале есть одна площадка и две в кантоне Во.
«В 2009 году мы зафиксировали 5 345 ночевок, в 2011 г. это число подскочило до 11 149. В 2012 году эта планка была преодолена уже в августе», - говорит Перьетт Руле-Грин (Pierrette Roulet-Grin), уполномоченная по делам цыган правительства кантона Во. «В 2011 году мне пришлось вмешиваться в события 16 раз, к концу августа 2012 года число вмешательств уже дошло до 35. Наш кантон просто бессилен перед наплывом цыган».
Отсутствующая политическая воля
Свое слово в этой ситуации должны сказать политики всех уровней, но, как видно, тема цыган среди них не очень-то популярна. «В 2001 году федеральные власти обязали кантона организовать в течение 10 лет дополнительно тридцать площадок обустройства постоянных лагерей и 30 транзитных площадок. К 2012 году все еще не построены десять площадок из 60-ти обещанных», - отмечает У. Глаус. Швейцарский федерализм здесь только усугубляет ситуацию.
«Федеральные власти издают законы, совершенно не обращая внимания на то, как эти законы придется реализовывать на местах. Особенно тяжело приходится общинам, которые просто разрываются между необходимостью с одной стороны предоставить цыганам достаточно места, а с другой – обеспечить порядок и законность», - говорит Перьетт Руле-Грин.
В конечном итоге причины отсутствия достаточного количества мест, пригодных для цыган, носят и чисто прагматический характер, как показывает пример кантона Фрибур. Там было, после долгих дискуссий, принято решение преобразовать одну из стоянок на автобане в место под цыганский лагерь. Однако курирующее вопрос развития дорожной сети Федеральное дорожное ведомство передвинуло работы по реконструкции этой площадки на 2015 год – по финансовым соображениям.
Поэтому пока приходится делать ставку на помощь полиции. Так, министр по вопросам безопасности кантона Во Жаклин де Кваттро (Jacqueline de Quattro) приняла решение, по которому цыгане, не соблюдающие кантонального законодательства, могут быть насильственно выдворены за пределы кантона Во. Кроме того, она предложила другим кантонам заключить специальное рабочее соглашение (конкордат) с тем, чтобы обеспечить в этой области единство подходов.