РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Джеймс Бонд: на 50% - швейцарец, на 100% - ку...


05.10.2012

Джеймс Бонд: на 50% - швейцарец, на 100% - культ!


Эта дата была обречена войти в анналы мировой культуры: 5 октября 1962 года. Именно в этот день мир заворожено смотрел на никому до этого незнакомую швейцарку из скромного бернского пригорода Остермундиген (Ostermundigen), появлявшуюся, словно Венера, из пены морской, облаченной только в купальник-бикини и с охотничьим ножом на поясе. Урсула Андресс (Ursula Andress), сыгравшая в фильме про «Доктора Нет» собирательницу и продавщицу океанских раковин Хани Райдер (Honey Ryder), до сих пор считается идеально-типическим воплощением образа «девушки Бонда». С поправкой на инфляцию тот самый первый фильм о Бонде заработал неплохую сумму в 437 миллионов франков.

Прошло полвека. В роли Дж. Бонда, с разной степенью успеха, успели побывать шесть актеров. Но сама по себе марка «Джеймс Бонд» остается «живее всех живых», даже несмотря на конкуренцию со стороны таких «клонов», как Джейсон Борн (Jason Bourne). В начале ноября этого года на экраны выходит очередной фильм из бесконечной саги о Бонде под названием «Skyfall» (в русском прокате: «007. Координаты: Скайфолл»). Название фильм получил в честь родового поместья Джеймса Бонда. Действие его разворачивается после двух предыдущих фильмов («Казино «Рояль» и «Квант милосердия»), но их прямым продолжением фильм не является.

Режиссер, именитый Сем Мендес («Красота по-американски») попытается превзойти рекорд предыдущего фильма бондианы, «Квант милосердия». Снятый германо-швейцарским режиссером Марком Форстером (Marc Forster) фильм собрал в прокате 560 миллионов франков. Однако исторические связи Бонда и Швейцарии куда глубже и не ограничиваются только одной актрисой и одним режиссером. Начнем с родословной Бонда. Как следует из романов Флеминга, его мать, Моник Делакруа (Monique Delacroix) род свой ведет из кантона Во. Она погибла во время восхождения в горы во французском городе Шамони (Chamonix).

«По легенде Ян Флеминг имел подружку их Женевы. В любом случае писатель частенько бывал и в Австрии, и в Швейцарии, увлекаясь лыжами. Свои впечатления он, конечно же, использовал при написании романов о Бонде», - говорит Даниэль Хабертюр (Daniel Haberthür), председатель «James Bond Club Schweiz».

Несомненно, что Ян Флеминг, написавший в период с 1952 года до своей смерти в 1964 г. 12 романов о Дж. Бонде, использовал в этих книгах элементы собственной биографии. Оба они, например, и Флеминг, и Бонд, долгое время были студентами Женевского университета. Д. Хабертюр и его 160 единомышленников по клубу «James Bond Club Schweiz» (на две трети – мужчины, что логично) регулярно встречаются для обмена новейшими историями и информацией, для того, чтобы обсудить фильмы о своем герое. Три десятка членов этого клуба специально в свое время ездили в австрийский город Брегенц, чтобы поработать статистами на съемках «Кванта милосердия».

«Некоторые из нас находятся в клубе, потому что они являются фанатами актера Даниэля Крейга, нынешнего исполнителя роли Бонда. Другие интересуются автомашинами Бонда, третьи посещают места, где проходили съемки фильмов. Но, так или иначе, нас всех объединяет одна фигура – и это фигура Дж. Бонда», - рассказывает Д. Хабертюр.

Мотор индустрии туризма

Швейцария стала кулисами для многих запоминающихся сцен из фильмов о Бонде. Такова, например, гора Шильтхорн (Schilthorn, на фото), которая, наряду с австралийцем Джорджем Лезенби (George Lazenby), стала героем шестого фильма бондианы «На секретной службе Её Величества» (1969). Запомнился и головоломный прыжок с гребня плотины Верзаска(кантон Тичино), сцена, которой открывался фильм «Золотой глаз» (1995). Для многих эта сцена до сих пор остается самым лучшим прологом из всех фильмов про агента 007. По словам Даниэлы Бер из организации «Schweiz Tourismus» эти два фильма оказали огромное позитивное влияние на развитие туризма в соответствующих регионах Швейцарии.

«Для любителей фильмов о Бонде гора Шильтхорн и плотина Верзаска давно стали культовыми объектами паломничества. Они показывают Швейцарию с ее лучших сторон: Шильтхорн как образ, связанный с лыжным спортом, а плотина идеально подходит к нашей нынешней рекламной кампании «Удивительная Швейцария» («Erlebnisse Schweiz»), - говорит она в интервью порталу swissinfo.ch. Оба региона страны и в самом деле получают немалую выгоду от «фактора Дж. Бонд». Например, вращающийся ресторан «Piz Gloria» предлагает своим клиентам всего-то за 27.50 шв. франков заказать себе «Завтрак Дж. Бонда» («James Bond 007 Frühstucksbuffet»), одним из ингредиентов которого является потрясающий вид на окружающие горы. Алкоголь, правда, в эту программу не входит.

Недостаточно экзотична

Следует уточнить, что в романах и фильмах о Бонде Швейцария как таковая редко когда называется по имени, за исключением, может быть, упоминания «гномов с цюрихской Банхофштрассе», под которыми, разумеется, подразумеваются швейцарские банкиры. Например, в фильме 1999 года «И целого мира мало» (название фильма - прямой перевод латинской фразы «Orbis non sufficit», которая, как известно из романа «На секретной службе Её Величества», является фамильным девизом Бондов) упоминается проблематика «невостребованных состояний» жертв Холокоста на счетах в швейцарских банках. По ходу фильма один банкир говорит, что он, де, уполномочен вернуть эти деньги их законным владельцам, на что Бонд отвечает в том смысле, что расстаться с деньгами швейцарскому банкиру всегда очень тяжело.

«По всей видимости, Швейцария не воспринималась в качестве фронта холодной войны, она была недостаточно экзотична, а потому не могла претендовать на то, чтобы стать оригинальным местом событий одного из романов или фильмов о Бонде», - говорит Джереми Блэк (Jeremy Black), профессор истории в авторитетном английском Эксетерском университете («Exeter University») и автор вышедшей в 2001 году книги «Политика Джеймса Бонда: из романов Флеминга на большой экран» («The Politics of James Bond: from Fleming's Novels to the Big Screen»).

«Кроме того, надо принять во внимание, что раньше звездами фильмов были, например, белые акулы, и понятно, что Швейцария мало что могла предложить кинематографистам. А если учесть, что на экране Карибы смотрятся выигрышнее, чем снег и лед, то понятно, что Швейцария тут конкурировать не может, ничего схожего с тропическими островами, куда, обычно, оправляется Бонд со своими миссиями, в Европе нет»,- резюмирует ученый.

Сила и слабость

Да, в Швейцарии нет пальм и кораллов, но у нее есть другие сильные стороны. «Конечно, неплохо было бы увидеть на экране, как Бонд уходит от погони по улицам 3-го округа Цюриха. Но в фильмах ведь всегда преследуется цель показывать уникальные места – а такой уникальностью в Швейцарии обладают только Альпы», - говорит фанат Бонда Д. Хабертюр. «На пленке Альпы выглядят просто фантастически. Поэтому их всегда использовали для съемок лыжных сцен. С Шоном Коннери таких сцен нет – впервые лыжи появляются в фильме «На секретной службе Её Величества». Но, например, все лыжные сцены с Роджером Муром в роли Бонда всегда снимались только в Швейцарии», - подчеркивает Д. Хабертюр.

Р. Мур долгое время жил в Гштааде, а сегодня он владеет шале в Кран-Монтане. Он был неплохим лыжником, но все опасные сцены в десятом фильме бондианы «Шпион, который меня любил» (The Spy Who Loved Me, 1977) он все-таки отдал в руки каскадеров. Пролог к этому фильму снимался в Санкт-Морице. Швейцария присутствует, хоть и молчаливо, еще и в таких фильмах, как «Из России с любовью» (1963), «Вид на убийство» (1985) и «Голдфингер» (1964, со знаменитой погоней через швейцарский перевал Фурка).

«Роман «Голдфингер» Флеминг написал сразу после Второй мировой, когда имидж Швейцарии был основательно подмочен сотрудничеством с нацистской Германией. Она выступала местом, где злодеи прячут свои злодейские капиталы», - разъясняет Д. Хабертюр. – «Так что и сам Флеминг тоже отчасти виноват в том, что Швейцария долгое время воспринималась исключительно как место торговли неправедным золотом». Впрочем, на туризме все эти тонкости никак не отражаются. А в фильме «И целого мира мало» предпринимается даже робкая попытка поправить негативный имидж швейцарского финансиста. Там банкир по имени Лашез утверждает наполовину в шутку, наполовину в серьез: «Что бы это был за мир, в котором нельзя было бы доверять вообще никому, даже швейцарскому банкиру»?