Фундаментальные исследования и инновации – это очень сложная материя. Успехи в этой области регистрировать приходится гораздо реже, нежели победы в спорте. Кроме того, научные успехи менее наглядны и очевидны. И, тем не менее – швейцарские научно-исследовательские институты и учреждения относятся к самым передовым и развитым в мире.
«Возьмите любой рейтинг, возьмите любой список разного рода индикаторов – везде Швейцария будет находиться на одном из первых пяти мест», - говорит Девид Бомерт (David Bohmert), руководитель организации «SwissCore», представляющей интересы Швейцарского Национального фонда поддержки инноваций (Schweizer Nationalfonds) при ЕС в Брюсселе.
Притягательная для иностранных ученых страна
Швейцария в качестве мирового центра фундаментальных и прикладных исследований имеет очень хорошую репутацию у своих, прежде всего европейских, партнеров.
«Большинство европейских стран страдает от утечки мозгов и научных кадров, обучение которых, между прочим, оплачивалось налогоплательщиками, в пользу США. Швейцария – это одна из немногих в мире стран, имеющих в этой сфере положительный баланс. И из нее многие ученые уезжают в Соединенные Штаты, но из США в Конфедерацию все равно едет гораздо большее число ученых», - указывает Д. Бомерт.
Швейцария может считаться классической европейской страной научной иммиграции. По этому показателю она занимает в мире второе место после Японии. На это со всей очевидностью указала недавно Европейская комиссия в своем докладе, в котором содержался рейтинговый анализ состояния процессов научной миграции в Европе: «Во многих европейских странах баланс отрицателен. Он отражает «утечку мозгов» (Brain-Drain), от которого эти страны страдают».
Швейцария привлекательна не только для ученых высшей категории, но и для студентов. И это тоже признает Еврокомиссия: «Австрия, Люксембург, Швейцария, Великобритания, Австралия и Новая Зеландия принадлежат в мировом зачете к странам, в вузах которых наблюдается наивысшая доля иностранных учащихся».
Сначала интеллектуальная свобода, зарплата – потом!
Швейцарские политики бюргерского центра обосновывают привлекательность Швейцарии для иностранных ученых высоким уровнем заработной платы. И в самом деле – зарплата ученого в Швейцарии по сравнению с тем, что зарабатывают они в России, например, может выглядеть просто астрономически. Однако на деле гораздо более весомую роль играет репутация швейцарских исследовательских и научных учреждений, таких, например, какЦюрихская Высшая техническая школа и ее филиал в Лозанне, - указывает Д. Бомерт.
«Все исследования показывают, что уровень заработной платы не является для ученых самым главным мотивом для решения о переезде в Швейцарию. Привлекательность Швейцарии в этой сфере, скорее, связана с умелой и умной политикой в области фундаментальных исследований. В Швейцарии никто не пытается от имени государства предписывать науке, чем ей заниматься.
В отличие от большинства европейских стран, в Конфедерации превалирует совершенно иное понимание того, как должны сотрудничать власть и наука. Это означает, что ученые, приезжая работать в Швейцарию, имеют гораздо большую степень творческой свободы. И этот-то обстоятельство и делает страну столь привлекательной для людей науки».
Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что «государство и общество в Швейцарии не поддерживают научные инновации и НИОКР, осуществляемые в частном секторе экономики», - подчеркивает Д. Бомерт. – «Следствием этого является тот факт, что такие гиганты, как «Roche» или «Novartis» стали в мировом зачете крупнейшими спонсорами и инвесторами в области исследований и инноваций. В отличие от других стран частная экономика в Швейцарии очень внимательно смотрит, какие исследования выгодно ей поддерживать, и сколько средств выделять на эту поддержку».
А это в свою очередь тесно связано с тем, что «мы в Швейцарии при помощи программ поддержки инноваций не ведем экономической политики. Мы сразу же четко оговариваем, что общественные деньги, то есть средства налогоплательщиков, должны использоваться только для финансирования фундаментальных и прикладных исследований в научной сфере».
ЦЕРН – качественный скачок
Швейцария, начиная со времени сразу после окончания Второй мировой войны, начала поддерживать и развивать тесные научные контакты с другими европейскими странами. С самого начала в рамках Совета Европы Швейцария принимала участие в важнейших исследовательских проектах.
Самый знаменитый пример такого сотрудничества – это, конечно же, начатый в 1953 году проект ЦЕРН (CERN), ориентированный на ядерные исследования, приведший в итоге к созданию крупнейшей в мире лаборатории физики высоких энергий. Аббревиатура CERN произошла от фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire (Европейский совет по ядерным исследованиям).
«С исторической точки зрения Швейцария всегда была и есть часть европейского научного и исследовательского пространства», - говорит Д. Бомерт. - «Мы принимаем участие и в европейских научных программах – это происходит уже с начала 1990-х гг. Этот процесс привел, в итоге, к ассоциированному членству Швейцарии в Рамочных программах Европейского Союза по развитию научных исследований и технологий, которые были созданы с целью поддержки науки в Европе».
Редкое единство политиков
Передовые позиции Швейцарии в мире науки Бомерт, конечно же, объясняет и финансовыми факторами. «Выделяя на нужды науки три процента своего ВВП, Швейцария не только находится уровне гораздо выше среднего по Европе. Она уже сейчас достигла цели, которую ЕС хочет достичь только в 2020 году, а именно, довести в среднем по Евросоюзу долю средств, выделяемых на науку, до как раз 3% от национального валового продукта».
В Швейцарии царит общее политическое понимание того обстоятельства, что в стране без сырья и полезных ископаемых наука и образование должны иметь привилегированное положение. А потому парламент единогласно постановил недавно увеличить кредит на науку, запрошенный правительством на период с 2013 по 2016 гг. на дополнительные 300 миллионов франков.
Всего же в обозначенный период на науку в Швейцарии на науку будет затрачено примерно 26 миллиардов франков. Однако и эта сумма еще не является пределом – парламенту предстоит принять решение о выделении дополнительных двух миллиардов, необходимых для реализации принятой в Швейцарии национальной программы отказа от ядерной энергетики и перехода к сберегающим и «чистым» энерготехнологиям.