Более 30 лет Жан Тэнгли был одним из самых влиятельных деятелей европейского авангардного искусства. Выставка Tinguely@Tinguelу в базельском одноименном музее (Museum Tinguely) показывает нам этого художника в качестве провоцирующего поэта, подкрепляя этот подход многочисленными, частично ранее нигде не выставлявшимися, экспонатами и предметами, образующими в своей совокупности коллекцию, формирование которой началось 16 лет назад.
«Мы обязаны переосмыслить творчество Тэнгли для того, чтобы вновь открыть для себя, насколько же, на самом деле, он был изобретателен», - заявил на открытии выставки Роланд Ветцель (Roland Wetzel), директор выставочного комплекса «Museum Tinguely», в интервью порталу swissinfo.ch.
Выставка занимает все четыре этажа этого комплекса, построенного по проекту знаменитого архитектора Марио Ботты (Mario Botta), и продлится до сентября 2013 года. Три самых больших и впечатляющих работы Ж. Тэнгли встречают посетителей в Большом Зале комплекса.
Из зала можно попасть в галерею, в которой практически нет прямых углов, но из которой открывается изумительный вид на Рейн. Здесь зритель может прикоснуться к жизни и творчеству Тэнгли. Интересная фотогалерея перемежается его высказываниями, которые находятся порой на грани фола – художник был известен своим своеобразным чувством юмора.
Залы выставки выстроены в хронологическом порядке, так что посетитель может более отчетливо представить себе этапы становления Тэнгли как художника. Ретроспектива начинается в 1954 году с его «кинетических картин» (картины-рельефы с подвижными частями и элементами).
В 1959 году наступает эпоха так называемых «мета-матиков» - механизмов, способных спонтанно, под воздействием зрителя, создавать произвольные рисунки. Тем самым посетитель выставки сам превращается в художника.
Затем, в период с 1961 по 1963 год художник экспериментирует с металлоломом, превращая их затем в легкие танцующие скульптуры в африканском стиле, а потом – в так называемые мега-скульптуры. Именно тут можно воочию убедится в разносторонности Тэнгли как художника, с его поэтическими, игровыми, чувственными, порой агрессивными, эскападами.
Ключевая роль
Очень интересны представленные на выставке рисунки Тэнгли, большая часть которых – письма к друзьям, выполненные в форме коллажа. Можно увидеть, что с годами его манера становилась все более яркой, возбуждающей, иногда провокативной. Однако в конечном итоге цель выставки – показать, что в 1950-1960 гг. Ж. Тэнгли играл поистине ключевую роль в европейском авангардном искусстве. Поэтому на некоторых экранах можно наблюдать хепенинги, которые Тэнгли устраивал со своими единомышленниками и коллегами, такими, как француз Ив Кляйн (Yves Klein) из группы «Klein blue».
Вместе со своей с упругой Ники де Сен-Фалль (Niki de Saint Phalle) Тэнгли образовывал едва ли не самый заметный и интересный художественный дуэт той эпохи. Н. де Сен-Фалль, напомним, прославилась, ярко раскрашивая гигантские куклы из полистирола по имени Нана, близкие к наивному искусству, с помощью краскопульта.
Саморазрушение было темой, постоянно всплывающей в творчестве Ж. Тэнгли. Она была отражением его постоянных раздумий о смерти, которые временами превращались в манию. Говорят, что эта тематика вошла в плоть и кровь художника под влиянием жутковатых шествий базельского Карнавала, а так же в результате травмирующего детского переживания времен войны – после одной из «случайных» бомбежек Базеля в 1940 году Тэнгли пришлось увидеть, как женщине с ребенком осколком разнесло голову.
Его перформансы/хэпенинги начались в 1960 году с представления под названием «Homage an New York», которое имело место в «саду скулптур» Музея современного искусства в Нью-Йорке (Modern Art Museum New York). Как часто это бывает – художника поняли не все и не сразу. Созданные Тэнгли механизмы и машины предполагалось уничтожить в итоге в огне – но музейные пожарные не поняли, что имеют дело с искусством. Вмешавшись, они через полчаса положили конец всему зрелищу при помощи своих брандспойтов.
Позднейшие хепенинги проходили более удачно. Тэнгли явно испытал влияние культовой британской группы актеров-комиков «Monty Python», особенно когда он устроил легендарное саморазрушение фаллоса перед Миланским собором с тем, что бы символизировать закат движения «Новых реалистов», движения, созданного при его участии десятью годами ранее в Париже.
Аутентичная реставрация
Сразу следует предупредить, что это очень громкая выставка. Механизмы стучат, кинематические рельефы вращаются, шестеренки и рычаги мельтешат в воздухе. Нажатием кнопки посетитель может вновь привести в движение застывшую было композицию. А потому все выставочные экспонаты нуждаются в постоянном техническом осмотре и профилактике. «По занавес каждого дня нам приходится ремонтировать что-то иное, не то, что вчера», - говорит Роланд Ветцель.
Райнхард Бек (Reinhard Bek) отвечает в рамках выставки за ее техническую сторону, в том числе за вопрос реставрации имеющихся объектов и восстановления утраченных. «К счастью большая часть работ Тэнгли хорошо задокументирован, так что производя реставрацию или реконструкцию мы имеем возможность опираться на оригинальные идеи автора», - говорит он.
Он подчеркивает, что огромную помощь в организации выставки оказал многолетний ассистент Тэнгли Иосиф Имхоф (Josef Imhof). «Именно он направлял нас в критические моменты, давая понять, что важно, а что нет. Ведь машины живут своей жизнью, и для нас важно сохранить как дух этих созданий, так и их материальную сторону».
Серьезной проблемой было и обеспечение безопасности – ведь из объектов Тэнгли во все стороны торчат разного рода острые, да еще и металлические, детали, не говоря уже о необходимом для их оживления электричестве. «Может быть многие объекты и не оригиналы – но они идентичны оригиналам, не говоря уже о том, что сам Тэнгли постоянно модернизировал и совершенствовал свои творения. Мы, таким образом, продолжаем его дело», - резюмирует Р. Бек.