С опозданием в четыре недели Федеральный совет, правительство Швейцарии, представил свой, толщиной в 66 страниц, план будущей финансовой стратегии. В основе этой стратегии лежат несколько важнейших понятий и направлений деятельности. Итак, о чем речь?
Здесь речь идет об усилении борьбы с финансовыми злоупотреблениями и с отмыванием преступных капиталов. Швейцария должна в этой сфере «взять на себя функции примера для всей остальной планеты». Этот тезис, кстати, удивителен в том смысле, что парламентское большинство в Швейцарии, вне зависимости от партийной принадлежности, требует как раз обратного, а именно, «не высовываться» и не пытаться стать «пионером, который всем ребятам пример».
Швейцария, утверждает правительство, должна принять у себя и реализовать все глобальные стандарты регулирования банковской деятельности. Никаких больше «особых путей» — «регулирующие и налоговые новации и модернизации должны улучшить рамочные условия ведения бизнеса как в существующих, так и в новых, будущих, областях деятельности». И здесь правительство опять не совпадает с парламентом, который намерен был достигнуть стабилизации финансового рынка в Швейцарии путем введения регулирующих параметров даже более строгих, чем это принято во всем мире.
Вводя понятие «сопровождающие меры», Федеральный совет хочет сделать так, чтобы банки служили реальной экономике, а не наоборот. Финансовая отрасль должна, кроме того, «соответствующим образом информировать своих клиентов». Еще одна идея: введение в Швейцарии «привлекательной, признанной во всем мире системы налогообложения фирм и предприятий» должно укрепить и развить далее статус страны как ведущего мирового промышленно-финансового центра. Это означает, что правительство Швейцарии намерено как можно быстрее «разрулить» все основные проблемы, отягощающие ее отношения с ЕС и Большой Двадцаткой (G-20). А с их стороны, прежде всего, доносятся требования поставить, наконец, заслон на пути фирм, которые создаются только того, чтобы уходить от налогов.
Одним из самых больших сюрпризов стал в этом документе раздел «Улучшенные рамочные условия для рынка капиталов». А там говорится о том, что Швейцария должна стать важнейшей международной площадкой для торговли китайской валютой жэньминьби («народные деньги»). Эта валюта является платёжным средством в континентальном Китае, за исключением специальных административных районов Гонконг (Сянган) и Макао, а привычный юань — это базовая единица, в которой только измеряются «народные деньги».
«По имеющимся оценкам настало время значительно облегчить китайским предприятиям и фирмам доступ на швейцарский рынок капиталов с тем, чтобы создать целый пул бизнесов и торговых сделок, номинированных в жэньминьби». Пока еще эта валюта не является свободно конвертируемой. Однако эксперты в Швейцарии уверены, что скоро она, наравне с долларом, иеной и евро станет четвертой мировой резервной валютой.
Примером именно такого развития является Гонконг, который стал одним из важнейших рынков, на которых обращается жэньминьби. В целом Китай и Швейцария уже договорились об усилении взаимного финансового диалога. Как видно, теперь правительство, следуя «импульсам из сферы бизнеса», намерено вывести этот диалог на уровень стратегического партнерства.