6 ноября Центром иранистики совместно с Центром изучения Южной Азии Российского государственного гуманитарного университета была организована научная конференция «Проблемы индоиранского наследия». На протяжении четырех тысячелетий индоиранские народы играют выдающуюся роль в истории и культуре Евразии. Несмотря на то, что индоиранская общность распалась во II тыс. до н.э., контакты между индийскими и иранскими народами на протяжении веков не ослабевали. Организаторы конференции поставили двойную задачу. Проблемным полем стали как вопросы происхождения индоиранской общности сквозь призму материальной культуры и языкознания, так и культурные контакты отдельных индийских и иранских народов вплоть до XIX в.
Конференция собрала за одним круглым столом индологов и иранистов: специалистов историков, археологов, филологов, лингвистов, культурологов и религиоведов из ведущих университетов, научных институтов и музеев Москвы, Санкт-Петербурга, Ташкента. В ходе мероприятия было заслушено 13 докладов.
Первая часть была посвящена археологии, истории и религиоведению Передней и Южной Азии до прихода ислама. Конференцию открыла презентация д.иск. Т.К. Мкртычева (Государственный Музей Востока (Москва)), посвященная проблеме распространения буддизма в Средней Азии: от проникновения первых миссий до угасания буддийской религии в регионе в VII в. К.и.н. А.С. Балахванцев (Институт Востоковедения РАН (Москва)) посвятил свой доклад взаимоотношением народа парнов, образовавших Парфянское государство, одну из четырех мировых держав, существовавших на рубеже эр, и местного населения Парфиены и Гиркании в III-II вв. до н.э. К.и.н. А.А. Столяров (Центр изучения Южной Азии РГГУ, Институт Востоковедения РАН) рассказал об эфталитских грамотах, обнаруженных на медных табличках в индийском Гуджарате. К.ф.н. П.Б. Лурье (Отдел Востока Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург)) сделал развернутую презентацию о культе Шивы в Согдиане на материале согдийских письменных и изобразительных источников.
Вторая часть конференции была посвящена проблемам филологии и религиоведения преимущественно исламского периода. Д.ф.н. Б.А. Захарьин (Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказал об известной кашмирской поэтессе XIV в. Лал Дед, наследнице идей иранского суфизма и индуистских йогов, являвшейся одновременно йогини и суфием. К.и.н. Ю.А. Аверьянов (РГГУ, Институт Востоковедения РАН) обратился к следам индийского влияния в мировоззрении и практике каландаров Малой Азии на примере трактатов одного из самых известных турецких мистиков, Кайгусуза Абдала. К.ф.н., А.А. Амбарцумян (Санкт-Петербургский государственный университет) проанализировал мотив заочной любви во сне в ряде литературных источников Ирана и Индии (от легенды о любви мидийца Зариадра и скифской царевны Одатиды, до хиндустанской поэмы (месневи) о Лале и Гаухар декканского поэта Мухаммада Аджиза (XVIII в.)).
Третья часть была посвящена языковых связям иранцев и индийцев с древности до настоящего времени. К.и.н. С.В. Кулланда (Институт Востоковедения РАН) рассмотрел ряд языковых заимствований в праиндоиранский и праиранский языки из пранахского (севрвокавзказского) языка II–I тыс. до н. э. в свете признанной гипотезы о древнейших контактах между индоиранцами и северными кавказцами. Д.ф.н. Е.К. Молчанова (Институт языкознания РАН (Москва)) представила презентацию о диалекте южноиранского портового города Бендер-Аббас, который она определила как «плавильную печь разных культур», находящися на пересечении иранской, арабской и индийской культур. К.филос.н. П.В. Башарин (Центр иранистики РГГУ) посвятил доклад вопросу трансформации системы аффрикат в пракритах (среднеиндийских языках) в свете данных орфографии среднеиранских языков (использовавших письменность брахми, кхароштхи, пехлеви). К.ф.н. Л.В. Хохлова (Институт стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова) рассказала о проблеме грамматикализации персидских заимствований в хинди и панджаби.
|