Социальные антропологи исследуют многообразие форм социальной жизни и культурного опыта человека. Их интересы охватывают чрезвычайно широкий диапазон явлений. Это, к примеру, может быть: и связь веры с наукой у буддистского монашества, и юридические обычаи островитян Фиджи, и женский фольклор в африканской деревне, и ритуальные формы проявления горя в Западном Китае, и стереотипы насилия в Северной Ирландии, и обрядовый трансвестизм в Нигерии, и отношение к власти и богатству у русских в прошлом и настоящем, и сочетание исламского фундаментализма и прогрессивной экономики в современном Брунее и многое, многое другое.
В основе работы социального антрополога обычно лежит полевое исследование: непосредственное изучение жизни конкретного сообщества или национальной группы, которое именуется включенным наблюдением. Собранный в поле материал обобщается и публикуется в специальных изданиях. Создаются как бы этнографические портреты отдельных культур и обществ. Эти портреты подвергаются сравнительному изучению, сопоставляются и анализируется снова и снова, и в результате рождаются антропологические теории, которые определяют соотношение частных и общих аспектов человеческого бытия и выводят универсальные законы социальной жизни. Приложенные к практике антропологические теории служат разрешению сложнейших проблем человеческого взаимодействия.
Работа антрополога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросс-культурных и мульти-культурных перспективах (как говорят антропологи). Более того, социальная антропология неизбежно влечет исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли и самых существенных философских и политических идей нашей эпохи. Ведь именно социальная антропология в последние 20 лет бросила решительный вызов устоявшимся традициям изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных и мультидисциплинарных исследований. Специализация в области социальной антропологии дает множество возможностей в поисках индивидуального выбора жизненной карьеры, отвечающей как личным запросам, так и потребностям времени и общества.
ЧТО ИЗУЧАЮТ СОЦИАЛЬНЫЕ АНТРОПОЛОГИ
Обязательные курсы:
· Физическая антропология
· Эволюция человека
· Биологические основы социального поведения (Этология человека)
· Этнокультурный состав мира
· Эволюция общества (Эволюция социальных институтов)
· Введение в археологию
· Обзор мировой доистории
· Всеобщая история
· Основы теории социальной антропологии
· Социальная антропология регионов мира
· История социальной антропологии
· Методы полевой работы антрополога
· Язык и культура
· Я и общество (Личность и культура или Историко-психологическая антропология)
· Культура и личность (Психологическая антропология)
· Дары и товары: антропологические подходы к политической экономии (Экономическая антропология)
· Нормативные системы ( Юридическая антропология)
· Человек и власть (Политическая антропология)
· Этнопсихология
· Антропология религий
· Антропологические музеи и выставки
· Прикладная антропология
Курсы по выбору и факультативные курсы:
· Как научится понимать фольклор и жизнь народа (Антропология устного творчества)
· Мужчины и женщины (Установки культуры и реальная практика: (Антропология пола)
· Дети и культура (Антропология детства)
· Пища, культура и общество
· Культура и среда (Экологическая антропология)
· Антропологические фильмы и фотографии (Визуальная антропология)
· Миф, символ, ритуал
· Антропологические аспекты юмора
· Любовники и лидеры: антропология романтизма и харизмы
· Деньги и их отчужденное бытие
· Социокультурное пространство и время
· Культура, жизненный опыт и мораль
· Культура, болезнь и лечение (Медицинская антропология)