РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На площадке ИПиМИ состоялась публична...


05.05.2022

На площадке ИПиМИ состоялась публичная просветительская онлайн-лекция «1941-1945. Время, когда решалось — быть нам или не быть»

В преддверии годовщины победы Советского Союза над гитлеровской Германией на площадке ИПиМИ состоялась публичная просветительская онлайн-лекция д.и.н., профессора,  главного научного сотрудника ИРИ РАН, старшего научного сотрудника ИПиМИ РГГУ М.Ю. Мухина «1941-1945. Время, когда решалось — быть нам или не быть».

  В мероприятии приняли участие более 50-ти человек – студенты и магистранты РГГУ, профессорско-преподавательский состав Института постсоветских и межрегиональных исследований. Модератором  и организатором  мероприятия от ИПиМИ выступила доцент, к.философ.н. И.Е. Ханова.

    С приветственным словом перед аудиторией выступил Президент РГГУ Е.И. Пивовар, который отметил важность проведения  просветительских лекций о войне, сделал акцент на том, что  коллектив Института постсоветских и межрегиональных исследований в своей научно-преподавательской и исследовательской деятельности большое внимание уделяет тематике изучения войны, сохранения памяти о войне и вкладе каждой республик в общую победу над фашизмом.

    Цель лекции – популяризация объективных данных, основанных на документальных материалах истории Великой Отечественной войны. Этот подход является главным в изучении истории и памяти о войне и призван противодействовать фальсификации истории о событиях того времени.

       Актуальность данной темы не вызывает сомнений. Великая Победа Советского Союза над фашистской Германией и её союзниками в Великой Отечественной и Второй мировой войнах — одно из самых величественных событий не только минувшего ХХ века, но и всемирной истории. Великий подвиг народов Советского Союза — не только национальное, но и общечеловеческое цивилизационное достояние. Сегодня в России происходит активизация системы противодействия попыткам фальсификации и искажения истории в ущерб национальным интересам, формирования единой исторической культуры, совершенствуется нормативно-правовая база защиты исторического наследия России.

    В центре внимания лектора были актуальные вопросы истории Великой Отечественной войны: борьба за создание в предвоенной Европе системы коллективной безопасности, причины поражения советских войск в приграничном сражении 1941 г., основные факторы, обусловившие развитие партизанского движения на временно оккупированных неприятелем территориях, организация и масштабы эвакуации советской промышленности во второй половине 1941 года.

        Говоря о начале войны, лектор выразил уверенность в том, что в течение первых двух недель войны советское командование приняло три очень важных решения, которые и предопределили итоговое поражение гитлеровцев в этой войне- перманентная мобилизация, эвакуация промышленности  и перевод экономики на военные рельсы. Всего с точки зрения военной науки, существует два типа стратегий- стратегия сокрушения- направлена на то, чтобы атаковать силы противника, перемолоть и тем самым добиться победы в войне. Так свои войны выигрывал Наполеон Бонапарт , по такому сценарию проходила франко-прусская война 1871 года, именно так Вермахт действовал в Польше и Франции в 1939-1940-х годах. И именно так гитлеровцы планировали действовать в России. Поэтому вопрос о формировании новых соединений в годы войны перед немецким командованием вообще не стоял, Россия должна была быть разгромлена в течение нескольких месяцев именно тем количеством дивизий, которые существовали на лето 1941 года. Советское командование исходило из стратегии « измора»- война будет длинной, в войне нельзя добиться победы в ходе одной-двух компаний, поэтому действовать нужно с точки зрения экономики. Победит не тот, кто двинет на фронт большее количество дивизий, а тот, кто сумеет пересилить в экономическом соревновании. И именно поэтому вопрос о формировании новых дивизий был поставлен немедленно. Всего за вторую половину 1941 года СССР сформировал 200 новых дивизий. Конечно, они были не очень хорошо укомплектованы и обучены, на фронте они теряли боеспособность в течение полутора- двух недель. Но на смену им приходили новые, и новые, и новые.  Советское командование «сыпало песочек» в механизм «Блитцкрига». Помимо этого, было принято еще одно важное решение об эвакуации  и переводе промышленности на военные рельсы. Факты говорят о том, что на момент 22 июня 1941 г в СССР плана эвакуации промышленности вообще не было ни в каком виде.  Сохранились мемуары Наркома путей сообщения , который писал о том, что он посылал своих сотрудников сначала в Ленинскую библиотеку, потом в архивы  с целью найти хоть какие-то свидетельства как это осуществлялось в годы Первой Мировой войны, но там они тоже ничего не нашли, поэтому всю эвакуацию 1941 года пришлось осуществлять в режиме одного экспромта, причем масштаб этого процесса был в объеме 80 процентов ( 1500 крупных заводов и фабрик).

      Анализируя итоги войны, Мухин М.Ю. отметил потери СССР в Великой отечественной войне: демографические- 25-27 млн чел, из них 8-9 млн. человек- военнослужащие ( включая 3-3, 5 млн. человек умерших или казненных в лагерях для военнопленных); материальные- разрушено 1700 городов и 70 тыс. поселков и деревень. Суммарный материальных ущерб составлял приблизительно треть национального богатства страны.  

     После лекции состоялась оживлённая дискуссия. Наибольший интерес у слушателей вызвали вопросы квалификации и обученности советского генералитета, а также применимости опыта Первой Мировой войны в реалиях Великой Отечественной войны в целом. Помимо этого, обсуждались проблематика действий советских партизан в странах центральной Европы и сравнительная эффективность советской и французской армий в ходе, соответственно, компаний 1941 и 1940 годов.