Мы поздравляем всех с еврейским Новым годом, Рош га-шана, и желаем хорошей записи в Книге жизни!
15 сентября, перед наступлением праздника, состоялась лекция-перформанс для студентов кафедры и Центра изучения религий, посвященная истории и порядку празднования Рош га-шана.
Студенты услышали трубление в бараний рог, шофар, призванное восславить Бога и призвать слушающих к покаянию, отведали символические блюда — симаним, и узнали, что Рош га-шана — одно из новолетий в иудейском годовом цикле, и святость этого дня была установлена еще в библейскую эпоху, о чем говорится в Книге пророка Неемии:
«Тогда Неемия, он же Тиршафа, и книжник Ездра, священник, и левиты, учившие народ, сказали всему народу: день сей свят Господу Богу вашему; не печальтесь и не плачьте, потому что весь народ плакал, слушая слова закона. И сказал им: пойдите, ешьте тучное и пейте сладкое, и посылайте части тем, у кого ничего не приготовлено, потому что день сей свят Господу нашему» (8:9–10).
В эпоху Мишны и Талмуда и последующую эпоху гаонов утвердилась традиция благословлять и вкушать определенный набор фруктов и овощей, символизирующих сладость, благополучие и преумножение (а также поражение неприятелей): фасоль, лук-порей, тыкву, финики. Постепенно к ним добавились в разных традициях яблоки, которые принято макать в мед в знак желаемой сладости наступающего года, гранат, множество зерен которого обозначает число заслуг говорящего, которое должно преумножиться, рыба и голова рыбы, морковь и даже банан. В либеральных течениях в иудаизме предлагается добавлять любые продукты, придумав для них положительную символику. Развитие и вариативность традиций празднования Рош га-шана демонстрируют в миниатюре историю, маневренность и разнообразие иудаизма в целом.
Мероприятие прошло при поддержке Российского еврейского конгресса.
|