Как ухватить современность, в чем выражается современность для художника, работающего сегодня? Возможно, в том, как художник работает со временем, ставшим, начиная с середины ХХ века, и действующим лицом, и медиумом, и сюжетом искусства. Можно создавать визуальную летопись, как Он Кавара, с 1966 г. с помощью написания самих дат, или, как бразильская художница Клаудиа Джоскович, вплетать время в видеоповествование, где оно становится и медиумом, трансформирующим пейзаж, и нарративом, где исторические факты транспонируются на кадры конкретного пейзажного пространства.
Кристиан Болтански, Микаль Ровнер, Эстер Шалев-Герц работают с памятью. Память всегда основана на личном опыте переживания истории, а трагическая история Катастрофы становится для этих и многих других художников нулевым, исходным уровнем описания, до-изображения персональной памяти. И тогда самые обычные, повседневные элементы памяти становятся особенно значимы, обретают статус искусства в контексте художественного события, инициированного художником. А Кристиан Болтански говорит о «маленькой памяти», важной потому, что каждый человек на Земле достоин Памяти, собственного музея, и, воссоздавая личную память на стенах, от пола до потолка покрытых именами ушедших людей, на полу, застеленном вещами, свидетельствующими о существовании обладателей тел, которым когда-то они принадлежали, показывая самые обычные предметы как уникальные факты чей-то биографии, художник сопротивляется забвению.
На протяжении разговора о времени и памяти в современном искусстве мы увидим, как искусство сопротивляется забвению и смерти и воссоздает Память, обращаясь к каждому человеку.