РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Наши преподаватели



Шабуров Николай Витальевич, кандидат культурологии, профессор, руководитель Центра изучения религий РГГУ

Куратор программы "Религия мира: история, учения, практики"

Курсы «Христианство», «Эзотерические и мистические учения», руководство практикой

Читает курсы:

  • История религии (христианство).
  • География религии.
  • История свободомыслия.
  • История древних восточных церквей.
  • Введение в чтение гностических текстов.
  • Введение в чтение герметических текстов.
  • Религия и кинематограф.
  • Свобода совести и конфессиональные отношения.
  • Эзотерические и мистические учения.


Шаповалова Елена Владимировна, искусствовед (история западноевропейского искусства), кандидат исторических наук, доцент кафедры изучения религий РГГУ.

Курс «Религия и искусство».

В рамках курса мы познакомимся с искусством Древнего мира, погрузимся в мир Средневековья, а затем перейдем к искусству Нового времени, где поговорим о Ренессансе, Реформации, искусстве войн и революций, путешествий и открытий, и так до современности. О живописи, скульптуре, архитектуре. Не только о религии в искусстве, но и об искусстве светском. Может показаться, что это достояние Нового времени. Но на самом деле светское искусство существовало еще в Древности. Познакомимся с путеводителями по загробному миру, принципами изображений богов и построения культовых сооружений. Рассмотрим основные символы визуальной культуры, как они менялись и какие из них сохранились с древнейших времен до сегодняшнего дня.



Раздъяконов Владислав Станиславович, кандидат исторических наук

В РГГУ читает курсы

  • "Введение в религиоведение",
  • "История религиоведения",
  • "Наука и религия",
  • "Методы религиоведения",
  • "Современный спириутализм: история, учение, практика",
  • "Медиумизм как историко-культурный феномен",
  • "Рациональные религии Нового времени".


Александрова Екатерина Владимировна, к. культурологии, заместитель директора Музейного центра РГГУ

Курс «Религии древности»

Признаки религиозной практики характерны для самых ранних и наиболее ярких свидетельств деятельности человека современного типа. Однако до появления письменности суждения о содержательной стороне подобных практик остаются лишь непроверяемыми гипотезами. Например, монументальные сооружения докерамического неолита на древнем Ближнем Востоке донесли до нас достаточно много изображений, отражающих сложную систему образов, но никакой опоры в виде текста для интерпретации этого материала нет. Памятники первых цивилизаций в этом отношении интересны тем, что созданы человеком, только-только «вышедшим из первобытного состояния», но уже позволяют что-то узнать о его мировоззрении и лучше понимать те археологические находки, которые он после себя оставил. Это определяет ключевое значение изучения религиозных систем таких культур для истории религии. В курсе «Религии древности» мы познакомимся с мифологическими и ритуальными системами двух таких ранних цивилизаций — Древнего Египта и Месопотамии. Имея ряд типологически сходных черт, в силу географических и общественно-исторических особенностей формирования данных цивилизаций их религиозные системы демонстрируют и ряд показательных различий, что позволяет сформировать довольно целостное представление об особенностях религий древности.



Бабкина Светлана Викторовна, гебраист, библеист, религиовед, кандидат исторических наук, доцент кафедры изучения религий РГГУ.

Курс «Ислам»

Ислам – одна из трех монтеистических религий и одна из трех мировых. Он появился гораздо позже своих «сестер», но обогнал почти всех (кроме христианства) по численности и распространённости, явив миру примеры как поразительной широты мышления, так и крайней нетерпимости. Ислам очень разный, и вместе с тем это она из немногих религий, которая настаивает на единстве своих последователей, какого бы толка ислама они не придерживались. Ислам сравнительно молодой, но корни его уходят вглубь веков аравийской традиции. Он вобрал в себя элементы самых разных традиций, бытовавших в Аравии до его появления, но из этого сплава родилось нечто новое и самостоятельное. Иногда люди боятся ислама, но вместе с тем и сегодня он остается одной из наиболее активно растущих религий. На мини-курсе по истории ислама мы разберемся в том, откуда он пришел, почему так быстро распространился и как развивался. Мы увидим наиболее яркие и значительные моменты его истории, взлеты и падения, поговорим о мистических учениях и радикальных группах, заглянем в священные тексты и предания.



Гордиенко Елена Витальевна, востоковед (МГУ, 2006), религиовед (РГГУ, 2018), старший преподаватель ЦИР РГГУ.

Курс «Буддизм: история, учение, практики».

Буддизм считается мировой религией, но правильнее говорить о буддизмах – самостоятельных национальных школах с собственными традициями. Как они взаимодействуют? Чем отличаются друг от друга и почему? Что представляет собой необуддизм? Как учения всех этих школ соотносятся со словами Будды? Наш курс посвящен всем этим вопросам. Мы рассмотрим основные вехи истории буддизма, познакомимся с главными идеями, понятиями и категориями буддизма, поговорим о важнейших региональных особенностях буддийских направлений и школ, а также посетим буддийские храмы Москвы, посмотрим церемонии и пообщаемся с монахами.



Демченко Максим Борисович, кандидат культурологии, доцент кафедры лингвистики и профессиональной коммуникации в области медиатехнологий Московского государственного лингвистического университета.

Курс «Религии Индии».

Авторский курс «Религии Индии» основан на постоянно обновляющихся данных современной индологии, а также на полевых исследованиях его создателя, которые он осуществляет в Индии и других странах со значительным индийским присутствием (Малайзия, Маврикий) в течение последних 15 лет. Лекции позволят слушателю посмотреть на индийские религии как с точки зрения академической науки, так и глазами их носителей, в среде которых автор провел много времени.



Киреева Наталья Михайловна, кандидат исторических наук

Курс «Иудаизм»

Иудаизм - религия, о которой слышали все. Первая монотеистическая религия, следы которой можно обнаружить в учениях ее младших сиблингов - христианства и ислама. Религия с древней историей, породившая множество вопросов, возникавших по ходу ее развития. Почему вдруг некий народ решил отринуть политеизм? Как связано национальное и религиозное в иудаизме? Какие бывают иудаизмы? Можно ли быть иудеем, но не верить в Бога? На эти вопросы (хотя и не только на них) мы попробуем найти ответы вместе на нашем курсе.



Крихтова Татьяна Михайловна, кандидат философских наук.

Курс «Антропология религии».

На курсе будут рассмотрены основные направления в Антропологии религии, начиная от ее возникновения и до наших дней. Участники узнают, как на разных этапах развития антропологической мысли толковались религиозные явления разных культур: ритуальная чистота, пищевые запреты, деление на своих и чужих, основания этики и морали. Курс включает в себя как лекционную часть, так и самостоятельную работу слушателей с источниками.



Малышев Борис Александрович, востоковед, религиовед, выпускник Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, Лиценциат истории Церкви, преподаватель Института св. Фомы, внештатный преподаватель ЦИР РГГУ.

Курс «Религии Дальнего Востока»

В рамках курса мы познакомимся с религиозными представлениями, культами и обрядами Китая, начиная с раннего конфуцианства до сегодняшнего дня. Поговорим о практиках даосизма, а также о религиозном синкретизме и традициях китайской культуры. Затем перейдем к Японии, религиозным представлениям древних японцев и истокам синто, рассмотрим, как менялся синтоизм в эпоху Средневековья, в Новое время и что представляет синто сегодня.



Пантелеева Анна Владимировна, MA in Sociology, старший преподаватель кафедры теоретической социологии и эпистемологии РАНХиГС

Курс «Социология религии»

Курс «Социология религии» знакомит слушателей с классическими и современными работами в области социологии религии. Курс дает возможность взглянуть на феномен религии с социологической точки зрения, а также научиться различать социологические интерпретации религиозных явлений в ряду иных интерпретаций и объяснений. - Если не очень подходит, могу исправить.



Сергазина Карлыгаш Толегеновна, религиовед, психолог, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории религий РГГУ.

Курс «Психология религии»