РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


Искусство второй половины XX - начала XXI веков


Программа включает в себя 28 академических часов

Ведет курс Дедюхина Полина Владимировна, кандидат искусствоведения, выпускница РГГУ (бакалавриат) и МГУ (магистратура, аспирантура), хранитель коллекции современного искусства «Газпромбанка».

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации



Тематика программы:

  • Тема 1. Мир искусства после II Мировой войны - после Второй мировой войны центр притяжения перемещается из Европы в США, главным художественным центром становится Нью-Йорк. Принципиально новую роль начинает играть арт-рынок, что оказывает влияние на дальнейший путь развития искусства. С другой стороны, художники пытаются в искусстве переосмыслить травму войны. Запускаются процессы, которые определят тенденции в современном искусстве.
  • Тема 2. Вторая волна абстракции - эксперименты в абстрактной живописи возобновляются с новой силой, но пытаются не повторять авангард начала ХХ века. В Европе и США активно развиваются различные школы абстрактного искусства (группа CoBrA; абстрактный экспрессионизм; ташизм; Джексон Поллок и живопись действия; живопись цветового поля; живопись жесткого края; эксперименты Лучо Фонтана и другие). Абстракция этого периода больше связана с эмоциональным началом, выплеском и переживанием эмоций через абстрактные художественные образы и сам процесс их создания.
  • Тема 3. Искусство и массовая культура: рождение поп-арта - если послевоенное десятилетие – это, в первую очередь, переживание травмы, то 60е – время наслаждения жизнью. В искусстве находит отражение массовая потребительская культура. Главным направлением, которое строится на этой идее становится поп-арт, зародившийся в Великобритании и окончательно сформировавший свой узнаваемый облик в Нью-Йоркской мастерской Энди Уорхола.
  • Тема 4. Новые реализмы - художники второй половины ХХ века смотрят на реализм под совершенно новым углом. Теперь сама реальность становится частью искусства. «Новый реализм» провозглашает новые перспективы подхода к реальности, последователи «арте повера» используют в произведениях предметы повседневного быта, а гиперреалисты имитируют фотографию в живописи.
  • Тема 5. Возвращение к форме: трансформации фигуративного начала в искусстве второй половины ХХ века - во второй половине ХХ века постепенно возвращается интерес к фигуративному искусству. Развиваются пограничные течения, создается живопись на стыке абстракции и фигуративности. Арт брют, неоэкспрессионизм, новые дикие, трансавангард возвращаются к форме, но по-новому интерпретируют ее. А такие художники, как Френсис Бэкон и Люсьен Фрейд препарируют форму, искажая ее или гипертрофируя.
  • Тема 6. От объекта к инсталляции - объект занимает все более прочные позиции в искусстве. В 50-е годы начинается новый расцвет ассамбляжа, который приобретает больший масштаб: теперь это работы, которые постепенно стремятся захватить все выставочное пространство. В свою очередь, минималисты, напротив, создают лаконичные объекты. В 60-70-х годах рождается принципиально новая форма искусства – инсталляция – пространственная композиция, которая задействует различные объекты, а иногда и позволяет зрителю оказаться внутри произведения (Йозеф Бойс, Роберт Раушенберг, Илья Кабаков и др.).
  • Тема 7. Концептуальное искусство  - концептуализм лежит в основе нематериальных практик искусства второй половины ХХ века. Акцент смещается с объекта на идею, а форма – это лишь способ зафиксировать ее. Отныне объектом искусства может стать что угодно: предмет, процесс или явление. Это расширяет спектр инструментов: концептуальные объекты могут существовать в виде текстов, фото, видео, перформансов или вообще отсутствовать. Особое место в развитии этого направления занял московский концептуализм. Такое искусство обращается не к эмоциям, а к интеллектуальному осмыслению увиденного.
  • Тема 8. Архитектура второй половины ХХ века - архитектура второй половины ХХ века представлена многообразием форм и экспериментов. Брутализм обращается к грубым материалам и аскетичным формам. Архитектура постмодернизма, в частности, деконструктивизма не стесняется заимствований, но пропускает их через творческое сознание архитекторов. Хай тек обращается к технологичным формам, в то время как органика, напротив, стремится к соединению с природой.
  • Тема 9. Искусство или технологии? Технологии во второй половине века становятся неотъемлемой частью не только повседневной жизни, но и искусства. В начале они просто вдохновляют художников, а к концу века превращаются в новый язык искусства. Кинетическое искусство обращается к технологиям и достижениям науки, чтобы придать объектам динамику. Родоночальник направления оп-арт, Виктор Вазарели, разработал систему кодификации, благодаря которой рисунки могли создаваться машинами. А такие направления как видеоарт и цифровое искусство используют новые технологии уже в качестве инструмента.
  • Тема 10. Искусство действия - хэппенинг, перформанс, акционизм – все эти практики объединяет то, что объектом искусства становится акт художника, его действия или тело. Корни этих практик, ставших неотъемлемой частью современного искусства, восходят к провокационным выступлениям дадаистов. Это искусство, которое захватывает реальность, задействует ее или вовлекает зрителя, делая его непосредственным участником.
  • Тема 11. Искусство и среда - во второй половине ХХ века искусство выходит за пределы музея и активно работает с окружающей средой, захватывая ее или становясь ее частью. Лэнд-арт вписывается в природный ландшафт, энвайронмент превращает в арт-пространство значимые фрагменты окружающей среды, стрит-арт захватывает городские стены, а site specific art создает произведение, подстраиваясь под место, в котором ему предстоит существовать.
  • Тема 12. Из ХХ в ХХI век - Герхард Рихтер множество раз меняет стиль до неузнаваемости. Ансельм Кифер создает сложные метафизические образы. Джефф Кунс и Демиен Херст создают коммерчески успешные декоративные и шокирующие объекты. Вим Дельвуа воспроизводит объекты современного мира в готических формах. Кристиан Болтански работает с темой памяти. Художественная сцена рубежа ХХ – ХХI представлена именами, работающими в самых разных направлениях и видах искусства.

Стоимость обучения - 7 000 рублей.

Контакты: +7 (495) 250-71-87; +7 (495) 250-61-38; +7 (495) 250-66-05; +7 (495) 250-62-07; +7 (495) 250-63-07.

В нерабочее время и в выходные, праздничные дни Вы можете связаться с нами по телефону +7 903 580 99 04.

dpo-rggu@rggu.ru

Документы для ознакомления для поступающих на обучение и обучающихся в Институт дополнительного образования РГГУ