В рамках работы постоянно действующего на Юридическом факультете РГГУ научного студенческого объединения «Междисциплинарные юридические исследования» 30.04.2022г. состоялось собрание (семинар), посвященное влиянию множественности типов понимания права на междисциплинарный характер современного юридического образования и науки.
В работе семинара приняли участие студенты очной формы обучения Юридического факультета: Ахмедова Замира, Мазин Илья, Пруслин Даниил, Рысин Егор, Цыкин Максим, а также руководитель студенческого научного объединения Цыгановкин Владимир Анатольевич и секретарь Некрасова Наталья Александровна.
Дискуссия и критическое обсуждение проблемных аспектов темы участниками семинара были призваны оптимизировать их дальнейшую научную работу и стали промежуточным апробированием перед дальнейшим участием в публичных научных мероприятиях.
В качестве основных направлений и вопросов для обсуждения выступили:
– как тип правопонимания влияет на методологию описания и объяснения права юристами-исследователями?
– как правоведам использовать для понимания и объяснения права методы дисциплин социальных и гуманитарных наук: социологии, психологии, истории, антропологии, экономики?
– является ли юриспруденция (правоведение) самостоятельной/отдельной наукой социально-гуманитарной наукой или это междисциплинарная область знания о правовых явлениях?
– не угрожает ли междисциплинарность правовых исследований и образовательного процесса самой предметной и организационной целостности юридической науки и образования?
При самой простановке вопросов для обсуждения участники исходили их того, что междисциплинарный характер современного юридического образования и научных исследований права определяется прежде всего плюрализмом существующих сегодня типов правопонимания, что делает невозможной ориентацию качественного научного исследования (претендующего на такой статус) только на один из аспектов феноменологии (проявления в жизни) права: либо в виде когнитивных (мыслительных) конструкций – господствующих представлений о праве, либо в виде официальных правовых текстов, либо в виде поведенческих практик, то есть профессиональной юридической деятельности.
Был сделан вывод, что обособление юриспруденции в организационно самостоятельную сферу образовательной и научной деятельности (в виде юридических факультетов и научно-исследовательских правовых институтов) было обусловлено прежде всего практической необходимостью специализированной подготовки профессионалов-практиков – юристов, но содержательно, с точки зрения предметных знаний о праве и методологии их выработки, юриспруденция (как правоведение) неизбежно является объединением дидактических и методических наработок самых разных соцально-гуманитарных дисциплин и наук.