30 января 2024 г. на базе РГГУ в рамках второго Всероссийского научно-методического дистант-семинара «Подготовка школьника-исследователя в современных областях знаний» преподаватели кафедры теоретической и прикладной экономики провели с учителями-руководителями исследовательских проектов школьников по экономике вебинар «В лабиринтах экономической науки и практики».
Целью мероприятия было оказание методической помощи учителям школ в организации и сопровождении проектно-исследовательской деятельности школьников в области экономики. Как отметила заведующая кафедрой Марина Шамсутдинова «исследовательская деятельность школьников выполняет важнейшие функции, прежде всего, связанные с формированием исследовательского типа мышления. Она позволяет развивать познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать знания, ориентироваться в информационном пространстве и развивать критическое мышление. К тому же, исследовательская и проектная работа дает возможность профессионального самоопределения, формирования определенных ценностей и смыслов трудовой деятельности школьников. Курирование исследовательской деятельности учителями требует совершенствования педагогического мастерства и научной и методической поддержки, которую оказывают преподаватели Вузов».
В ходе проведения вебинара доктор экономических наук, профессор кафедры теоретической и прикладной экономики Татьяна Прокофьева познакомила слушателей с современными исследованиями в области экономической науки. На вебинаре обсуждались вопросы: почему теоретическая экономика неспособна решать и предвидеть многие экономические проблемы; возможно ли создать целостную систему экономического знания; почему происходит перенос исследования в пограничные области - математику, право, психологию, нейробиологию и т.д.; какие современные методы исследования используют ученые-экономисты; как отражаются современные тренды в исследовательской деятельности школьников.
На онлайн семинаре были рассмотрены вопросы не только теоретического, но и прикладного характера. Так, кандидат экономических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной экономики Анастасия Плюхина рассказала о деятельности, которая направлена на решение социальных проблем. На конкретных примерах были рассмотрены наиболее востребованные направления для создания и запуска собственных социально-предпринимательских проектов; наиболее востребованные в настоящее время меры поддержки социального предпринимательства; глобальные тренды, определяющие развитие социального предпринимательства в нашей стране. Слушатели на занятии интересовались, может ли бизнес быть социально-значимым и решать проблемы общества.
Участники вебинара вместе с кандидатом экономических наук, старшим преподавателем кафедры теоретической и прикладной экономики Верой Шкариной обсудили один из важнейших секторов экономики, связанный с интеллектуальной деятельностью, креативную экономику. Креативную экономику можно рассматривать как современную форму социально-экономического развития, которая одновременно может являться фактором устойчивого развития. На лекции слушатели получили представление о появлении и развитии креативных индустрий в российской практике, проанализировали основы материализации новых, оригинальных идей и замыслов как в сфере научно-исследовательской деятельности, так и в области бизнеса, искусства, культуры и дизайна. Слушатели узнали о самых интересных продюсерских проектах в сфере креативных индустрий и подискутировали о будущем развитии экономики креативного сектора. Участники пришли к выводу, что развитие креативной экономики способствует раскрытию творческих способностей людей, созданию новых творческих идей.
Слушатели вебинара выразили слова благодарности спикерам за удачно подобранную тематику, за представленный материал в полной и доступной форме; а организаторам – за слаженное проведение вебинара, возможность не прерывая свою профессиональную деятельность получить дополнительные знания и методическую помощь.
На следующей неделе будет размещена ссылка на запись вебинара: http://шагвбудущее.рф/sem2023
Организаторами мероприятия стали отдел научных молодежных программ и проектов МГТУ им. Баумана и экономический факультет РГГУ.