11 октября 2018 г. в рамках Дней студенческой науки РГГУ прошел международный студенческий «круглый стол» «Проблемы мультикультурализма в современном мире», в котором приняли участие студенты ФМОиЗР ИАИ РГГУ, Университета им. Лаваля (Квебек, Канада), Дикинсон колледжа (США).
В рамках круглого стола работали четыре секции – две по Европе и две по Северной Америке.
Европейские секции («Страны Европы и вызовы мультикультурализма», «Большой миграционный вызов для малых стран Европы»), которые модерировали В.В. Трухачев, к.и.н., доцент кафедры ЗРиВП ФМОиЗР ИАИ и С.Е. Князева, к.и.н., доцент кафедры ЗРиВП ФМОиЗР ИАИ) были посвящены положению иммигрантов в отдельных государствах Европы с акцентом на выходцев из мусульманских стран. В докладах не только приводились статистические данные по доле и составу мигрантов в отдельных государствах, но и обращалось внимание на политику европейских стран, предоставлявших приезжим пособие и допустивших создание иммигрантских гетто, а также на тот факт, что почти во всех случаях иммиграционный кризис привёл к резкому увеличению голосов, поданных за крайне правые партии.
В ходе обсуждения отдельных докладов и дискуссии по их окончанию участники «круглого стола» сравнили опыт отдельных государств в иммиграционном вопросе и пришли к выводу о том, что кризис затронул не только каждую страну в отдельности, но и Евросоюз в целом, внутри которого наметился серьёзный раскол по поводу приёма беженцев. По мнению участников, иммиграционный кризис стал реальным вызовом как политике мультикультурализма, поставив под вопрос ее результативность, так и экономической, социальной, политической, культурной жизни ЕС и отдельных европейских государств в целом.
В секции «Мультикультурализм в современной Канаде», которую модерировала Е.В. Исаева, к.и.н., профессор кафедры американских исследований ФМОиЗР ИАИ, директор УНЦ «Москва-Квебек» РГГУ, обсуждалось своеобразие канадского опыта мультикультурализма.
В центре внимания участников «круглого стола» было три вопроса. Во-первых, закон о мультикультурализме 1988 г. Приняв его, Канада стала первой страной, утвердившей в качестве государственной политику мультикультурализма. Ее своеобразие заключается в том, что она не просто допускает наличие и развитие различных культур и языков, но и обеспечивает им соответствующую законодательную базу и бюджетную поддержку. Во-вторых, канадский опыт решения стратегических вопросов политики мультикультурализма в провинции Квебек и в среде автохтонного населения Канады, важной особенностью которого является терпимое отношение к этнорасовым различиям, что представляет большой интерес для многонациональной России.
В ходе дискуссии обсуждался вопрос о том, что значит быть канадцем и квебекцем, а также перспективы развития мультикультурной модели в целом.
Работу «круглого стола» завершала секция «Мультикультурализм в США как политика и социокультурная практика», которую модерировала В.И. Журавлева, д.и.н., зав. кафедрой американских исследований ФМОиЗР ИАИ, зам. декана ФМОиЗР по научной работе.
Участники «круглого стола» обсуждали мультикультурные модели в США в их корреляции с особым отношением американской культуры к проблеме региональной, этнической, расовой идентификации, с более острым, чем в других культурах, противоречием между рациональной в своей основе национальной идеологией и социо-культурной реальностью страны-эксперимента. В докладах было продемонстрировано, что в «политику разнообразия» входит и традиционный для американской культуры элемент регионализма, и гендерная инаковость во взаимодействии с этнорасовым фактором, и опыт сексуальных меньшинств.
Напряженную дискуссию вызвала проблема культурной апроприации традиционных обрядов коренных американцев в фэшн-индустрии США, а также не только белого, но и черного расизма.
Своеобразным итогом обсуждения проблемы мультикультурализма стало выступление в форме дебатов, посвященное вызовам политике и практике мультикультурализма в президентство Д. Трампа, поскольку американцы, привыкшие гордиться своим правом быть теми, кем они себя считают, не опасаясь преследований, почувствовали угрозу в условиях нагнетания расово-этнической и гендерной нетерпимости.
В целом международный «круглый стол» продемонстрировал готовность студентов ФМОиЗР расширять проблематику своих исследований и выстраивать диалог с представителями других культур
(программу «круглого стола» см.: http://www.rsuh.ru/anons/detail.php?ID=300617 ).