22 марта 2022 г. была проведена III Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации: инновации, проблемы и перспективы», организованная кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ.
В работе конференции приняли участие преподаватели и магистранты ФМОПиЗР, преподаватели других факультетов РГГУ, аспиранты нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
В докладах исследователей был представлен широкий спектр тем, имеющих отношение к разным аспектам изучения и преподавания иностранного языка. Доклады затрагивали вопросы методики преподавания иностранных языков и общей лингвистики, текстологии и стилистики, лексикологии и лексикографии, лингвокультурологии и психологии.
Особое внимание было уделано проблеме обучения иностранному зыку как языку направления подготовки студентов. Было отмечено, что в условиях неязыкового вуза имеет место «двойная» подготовка. С одной стороны, обучение напоминает учебу в лингвистическом вузе, когда процесс нацелен на обучение иностранному языку «вообще», изучение его отдельных аспектов, на правильное употребление лексико-грамматических структур, накопление вокабуляра нейтрального характера, на передачу некоторого объема страноведческих знаний. С другой стороны, выпускник неязыкового вуза должен получить определенный набор специальных языковых знаний, который представляет собой конгломерат знаний по основным направлениям избранной специальности в сочетании с иностранным языком. Обучаемый также должен владеть всеми типами чтения литературы по специальности, распознавать лексико-грамматические конструкции, присущие подъязыку специальности, владеть приемами реферирования и аннотирования, и т.д. и т.п.
Выступающие подчеркивали, что перед профессорско-преподавательским составом поставлены важнейшие задачи:
В профессиональной подготовке студентов средствами иностранного языка следует много внимания уделять аргументированию – сложному мыслительному процессу, требующему обязательное участие и развитие логического, ситуативного и творческого мышления. Результатом наличия у студента умения аргументировать (защищать) свою точку зрения выступает созданный им аргументационный текст, отличающийся от всех остальных типов текста (описательного, информационного, инструктирующего и т.д.) только ему свойственной структурой и целью.
Ряд докладов был посвящен исследованиям по методике преподавания иностранного языка, имеющим отношение к онтологии текста. Докладчики предложили рассматривать учебный текст как конгломерат, транзит и наращивание смыслов, что требует глубокого осмысления и, естественно, отказа в процессе изучения текста от простой идентификации сугубо фактуальной информации. Вспоминаются слова великого Сократа, который считал, что «знающий педагог не просто сообщает готовые истины, а помогает родиться мысли в голове ученика».
Большой интерес вызвали презентации, связанные с когнитивными функциями средств художественного выражения. В фокусе внимания докладчиков оказались стилистические приемы, в частности, метафора и ее роль в преподавании иностранного языка.
Широкий обмен мнениями вызвали исследования по вторичности текстов, потенциалу развития навыков мышления высшего порядка за пространством текста, вопросы «познавательной самостоятельности», критерии оценки уровня владения иностранным языком и др.
Обсуждение широкого спектра проблем, связанных с проблемами преподавания иностранного языка, обозначили концептуальные границы дальнейших исследований. Научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, найдут свое применение в студенческой аудитории.