07 декабря 2021 года кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ в дистанционном режиме была проведена II Международная научно-практическая конференция «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В работе конференции приняли участие преподаватели и магистранты ФМОПиЗР, преподаватели других факультетов РГГУ, аспиранты нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья. О результатах своих научных изысканий рассказали известные ученые, ведущие преподаватели, начинающие исследователи.
Тематика представленных на конференции презентаций и докладов отличалась широтой охвата проблем. В исследованиях участников конференции были представлены разные направления гуманитарного знания – актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка, лингвистики, лингвокультурологии, текстологии, педагогической психологии.
Большой интерес вызвали работы, связанные с преподаванием иностранного языка как языка направления подготовки. В докладах подчеркивалось, что вызовы современного общества значительно усложняют работу преподавателей иностранного языка, поскольку владение иноязычной компетенцией студента становится неотъемлемой частью профессиональной компетенции самого педагога. Поэтому реализация программ профессиональной подготовки должна проходить на фоне постоянного тесного взаимодействия преподавателя ИЯ с преподавателями профильных кафедр. Только при условии подобного сотрудничества может быть корректно актуализировано содержание рабочих программ учебной дисциплины, зафиксированы тенденции развития профессиональной сферы, подобрана справочная и учебная литература.
Принцип профессиональной направленности, как подчеркивали докладчики, приобретает в настоящее время особую значимость. Формирование у студентов коммуникативных компетенций по использованию полученных знаний применительно к своей профессии, владение иностранным языком на уровне, необходимом для общения в профессиональной сфере, является одним из требований современного общества к молодым специалистам и выступает обязательным компонентом их профессиональной подготовки.
В ряде докладов рассматривалась методика работы над иноязычным дискурсом. Предлагался оригинальный подход к исследованию учебного текста как единицы обучения. Подчеркивалось, что основные процедуры интеграции смысла текста должны включать: аппликацию (овладение лексикой и грамматикой текста), актуализацию (процесс использования лексики и грамматики текста в речевой ситуации), слияние лексико-грамматических «горизонтов» (речепорождение). На основании данной методики предлагался трехкомпонентный подход к работе с иноязычным текстом: содержательный, риторический и интерпретационный.
Особое внимание на конференции было уделено последним тенденциям педагогического развития – социально-цифровой среде сетевого взаимодействия образовательных организаций, которая призвана стать важнейшим помощником современного педагога. Цифровая образовательная среда должна учитывать социальные механизмы — конкуренцию, кооперацию, взаимообучение, взаимооценивание и т.д. Высказывались опасения, что социально-цифровая образовательная среда сегодня является не только формирующим источником, но и, в какой-то мере, разрушающим культурное мировоззрение людей. Возникает противоречие между высочайшим уровнем доступной науки и деструктивными формами социального сознания. Так как должна быть устроена новая, цифровая педагогика?
И, тем не менее, участниками конференции было отмечено, что цифровизация всех уровней высшего образования актуализирует проблему личностного самообразования, саморазвития педагогов, способных и готовых осуществлять эффективную преподавательскую деятельность в условиях smart-образования как новой образовательной парадигмы. Овладение преподавателями новыми интегрированными компетенциями позволяет им применять на практике новые цифровые инструменты и способы педагогического взаимодействия, что обеспечивает формирование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся (лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, лингвокультурологической), необходимой для профессиональной деятельности в цифровом обществе.
РГГУ участвует в развитии сотрудничества России с рядом зарубежных стран в образовательной сфере. Так, например, в Узбекистане за последние годы значительно выросло как количество функционирующих российских образовательных учреждений, так и количество узбекских студентов, обучающихся в России. Крепнут и связи РГГУ с высшими учебными заведениями Узбекистана. В частности, на базе Самаркандского государственного университета, второго по величине университета Узбекистана, Факультет международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения открывает свой филиал. Мы будем рады внести свой вклад в образовательный процесс становления высококвалифицированных специалистов для Узбекистана.
Тенденции современной парадигмы высшего образования определили целевую направленность выступлений участников конференции, выявили сущность основных методологических проблем, позволили оценить особенности процесса обучения иностранному языку в условиях цифровизации общества, дали возможность наметить пути решения обсуждаемых лингводидактических задач. Актуальные научные разработки, представленные участниками в ходе работы конференции, уже нашли или найдут свое применение в студенческой аудитории.