РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



В РГГУ состоялась II Международная нау...


В РГГУ состоялась II Международная научно-практическая конференция: «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»
22.04.2021

В РГГУ состоялась II Международная научно-практическая конференция: «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика»

20 апреля 2021 года кафедрой иностранных языков факультета международных отношений и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ была проведена II Международная научно-практическая конференция «Язык в образовательном пространстве неязыкового гуманитарного вуза: теория и практика». В работе конференции приняли участие ведущие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОиЗР, представители других кафедр ФМОиЗР и РГГУ, зарубежные гости.


С программой вы можете ознакомиться по ссылке; а также посмотреть тезисы.

В представленных докладах значительное внимание было уделено проблемам обучения иностранным языкам в контексте меняющейся концепции образования в рамках цифровизации учебного процесса. Отмечалось, что интенсивная интеграция цифровых технологий в образование диктуют необходимость развития цифровых компетенций преподавателя не только путем расширения их перечня, но и путем качественного изменения их содержания. Цифровые компетенции становятся креативным фактором, который, трансформируясь в интеллектуальный ресурс, позволяют преподавателю – как субъекту образовательной деятельности – быть успешным в педагогическом взаимодействии с другими субъектами учебного процесса.

Были представлены новые обучающие программные материалы, продемонстрировано их практическое использование. Особый интерес вызвало программное обеспечение – Приложение ActivInspire компании Promethean для компьютеров и интерактивных досок, а также видеохостинг TED Talks. Несомненное преимущество подобных материалов – это возможность подготовки интерактивных уроков, создание упражнений, способствующих активизации познавательной деятельности обучаемых.

Многие исследования участников конференции были проведены на стыке нескольких наук. Выступавшие подвергли анализу феномен понимания в процессе говорения и слушания, определяя, по М.Хайдеггеру, понимание как «усредненную» понятность. Причина трансформации истинного понимания в «усредненную» понятность – в «технизации» коммуникации, в разработке целого ряда повторяющихся приемов, упрощающих язык.

В ряде презентаций затрагивались проблемы изучения текста, дискурсивных практик, в которых язык был представлен как источник многих социальных процессов. Утверждалось, что главной онтологической характеристикой политического дискурса является «власть» – власть, которую приобретает правильно выстроенная публичная речь над теми, кто внемлет этому дискурсу, власть над публикой и умами людей. Было доказано, что риторы добиваются такой силы влияния как простотой высказываний, так и, наоборот, причудливостью языковых конструкций.

В рамках проекта «Бакалавр-международник» предлагалось классическое проектное управление, включающее несколько этапов, важнейшим из которых должно стать определение целей – выработка коммуникативных, культурно-социальных и профессиональных умений в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». Продуктом проекта является выпускник с его личностными качествами, устремлениями и компетенциями, приобретенными в процессе учебы в вузе.

В других работах, также посвященных совершенствованию подготовки студентов, ораторы подчеркивали, что формирование будущего специалиста обусловлено многими факторами, среди которых особая роль принадлежит мотивации. В докладах отмечалось, что в рамках компетентностной парадигмы возрастает значимость профессиональной лингвокультуры, а профессиональное мышление и речь становятся целью обучения.

Скрупулезному анализу было подвергнуто изменение сущностной природы академической коммуникации «преподаватель – студент». Рассматривались вопросы взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей студентов и процесса овладения иностранным языком. Указывалось, что приемы и способы обучения не всегда соответствуют индивидуальным параметрам личности обучающегося, что приводит к серьезным проблемам в освоении иностранного языка.

В докладах были представлены исследования, посвященные проблемам терминологического обеспечения учебного процесса, индивидуального чтения, самостоятельной работы студентов.

Результаты научных исследований преподавателей широко внедряются в учебный процесс.