18 декабря 2024 года кафедра иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения ИАИ РГГУ совместно с Методическим Советом кафедр иностранных языков РГГУ провела V международную научно-практическую конференцию «Современная парадигма преподавания иностранных языков в неязыковом ВУЗе».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, других кафедр нашего университета, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья.
Работа конференции проходила в четырех секциях. Доклады и презентации участников конференции были посвящены вопросам, связанным с проблемами методики преподавания иностранного языка, лингвистики, текстологии, лингвокультурологии.
Особое внимание участники конференции обратили на проблему формирования ключевых профессиональных компетенций, получивших название «4К современного мира». Это – критическое мышление, креативность, кооперация (командная работа), коммуникация. Опираясь на современные теоретические исследования, подробному анализу была подвергнута учебная коммуникация (УК), определяемая ФГОС как важный образовательный результат, направленный на достижение студентом профессиональных коммуникативных умений.
Другой важной темой, заинтересовавшей многих присутствующих, была проблема развития ценностно-смыслового компонента педагогического процесса посредством научно-исследовательской деятельности студентов. Социально-организационная роль учебной научной коммуникации состоит в том, что в процессе профессионального общения происходит социализация студента-ученого, то есть становление субъекта познавательной деятельности, которая заключается в усвоении им как специальной информации, так и системы норм, традиций, парадигмы теоретико-мировоззренческого знания.
На необходимости формирования исследовательской компетенции студентов вуза делался акцент во многих докладах. При этом отмечалось, что в процессе овладения этой компетенцией происходит открытие нового знания, овладение такими составляющими как исследовательские умения, а исследовательские позиции стимулирует студентов к более глубокому освоению иноязычного материала, формированию самостоятельности и ответственности за свою учебную и научную деятельность.
Большой интерес участников конференции вызвали работы, связанные с исследованием учебного текста. Оказалось, что для описания переходных состояний дискурса возникает возможность использования понятия «лиминальности» (англ. “liminality”). Последняя исключительно ярко проявляется в риторическом дискурсе предвыборного периода, когда акторы, используя технику «лиминального мышления», могут не просто переосмысливать, но и даже радикально менять «дискурсивные практики» – в угоду электората, для достижения поставленной цели.
В ряде докладов рассматривались вопросы обучения студентов профессиональной лексике. При этом были отмечены сложности, связанные с полисемией иноязычного вокабуляра, более развитой синонимией, наличием обширного набора безэквивалентной лексики. В профессионально направленном обучении большим подспорьем может стать визуализация. Концепция визуализации в обучении иностранному языку предполагает точную интерпретацию и передачу смысла на изучаемом языке. В контексте профессионально ориентированного обучения визуализация играет ключевую роль в подготовке студентов к эффективной коммуникации, включая не только перевод слов и фраз, но и понимание и передачу культурных нюансов и особенностей профессиональной среды.
Научные идеи участников конференции способствовали широкому обмену мнениями, знаниями и опытом.
Методики преподавания иностранного языка как проводника профессиональных знаний, о чем говорилось в секционных докладах, будут использованы в студенческой аудитории.