5–6 декабря 2024 г. состоялась всероссийской научная конференция «Скандинавско-Балтийский регион в исторической ретроспективе. Проблемы изучения в Новое и Новейшее время», организованная Институтом всеобщей истории РАН и кафедрой новой и новейшей истории Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Конференция была посвящена изучению широкого круга вопросов, связанных с историей Скандинавско-Балтийского региона в эпоху Нового и Новейшего времени: политическое взаимодействие и экономическое сотрудничество стран, кросс-культурные контакты, проблемы международных отношений, истории войн и конфликтов.
Павел Анисимов, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ выступил сомодератором Секции V, посвященной политическим, экономическим и оборонным аспектам взаимодействия стран Скандинавско-Балтийского региона и России в новейшее время.
Павел Анисимов, старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ, выступил сомодератором Секции V, посвященной политическим. Кроме того, Павел Анисимов представил доклад «Трансформация российско-норвежских отношений в 2022-2024 гг.», в котором типологизировал сферы двусторонних отношений, подвергшихся трансформационным явлениям на фоне обострения украинского кризиса (политико-дипломатическую, экономическую и социальную). В докладе было отмечено, что современные политика Норвегии в отношении России является продолжением той двойственной политики, которую страна проводит со времен Холодной войны: сначала в отношении СССР, а сейчас в отношении России. Подобную политику Норвегии принято называть «сдерживанием и умиротворением)» (avskrekking og beroligelse).
Во времена СССР, с одной стороны «устрашающим фактором» выступало членство в НАТО с целью недопущения возможных посягательств на суверенитет Норвегии, с другой – «умиротворяющий фактор», связанный непосредственно с норвежской внешнеполитической линией, когда страна, накладывая ограничения на условия членства в НАТО и военную активность Альянса в приграничных регионах, стремилась внушить советскому руководству, что она не стремится быть фактором военной угрозы и плацдармом для возможных военных действий против СССР.
В заключении был сделан вывод, что, несмотря на то, что отношения России и Норвегии гораздо ограниченнее, чем были раньше, между двумя странами сохранились прагматичные отношения.