30 октября 2024 года кафедрой иностранных языков Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Историко-архивного института РГГУ в смешанном формате была проведена V Международная научно-практическая конференция «Иностранный язык: интеграция науки и образования в академическом взаимодействии».
В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры иностранных языков ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, кафедры международной безопасности ФМОПиЗР ИАИ РГГУ, почетные гости из ближнего и дальнего зарубежья – Узбекистана, Армении, Швейцарии.
Работа конференции проходила в четырех секциях.
Тематика представленных на конференции презентаций и докладов отличалась широтой охвата проблем. В исследованиях участников конференции были представлены актуальные проблемы методики преподавания иностранного языка, лингвокультурологии, лингвистики, текстологии, литературоведения, педагогической психологии.
Большой интерес вызвали работы, связанные с цифровизацией обучения и иммерсионным подходом. В докладах подчеркивалось, что рациональное сочетание дидактического потенциала огромного количества традиционных и цифровых педагогических технологий делает иммерсионный подход одним из наиболее перспективных вариантов создания принципиально новых способов обучения студентов иностранному языку. Отмечалось, что цифровая трансформация образования происходит в условиях глобализации и имеет свою специфику в академической парадигме современного вуза. Она предполагает активное использование инновационных технологий обучения, основанных на методически обоснованном применении ИКТ, а также совершенствование содержания, методов и средств для подготовки конкурентоспособного профессионала нового формата. Такой профессионал должен эффективно решать задачи как внутри страны, так и за её пределами, быстро и грамотно реагировать на меняющиеся производственные ситуации и обеспечивать высокое качество профессиональной деятельности в родной и иноязычной среде.
Особое внимание участники конференции обратили на то, что цифровизация всех уровней высшего образования актуализирует проблему личностного самообразования, необходимости и настоятельности саморазвития педагогов, овладение ими новыми интегрированными компетенциями, которые позволят преподавателям применять на практике новые цифровые инструменты и способы педагогического взаимодействия.
Другой важной проблемой, заинтересовавшей многих исследователей, была проблема профессиональной направленности процесса обучения иностранному языку. В выступлениях подчеркивалась прикладная миссия ИЯ как языка направления подготовки, что требует междисциплинарного подхода, обязательного взаимодействия преподавателя иностранного языка с преподавателями профильных (выпускающих) кафедр. Подобное сотрудничество способно ускорить процесс овладения студентами иноязычной компетенцией, которая является неотъемлемой частью профессиональной компетенции.
В ряде докладов рассматривались этапы формирования созидательной речемыслительной деятельности обучающихся. Отмечалось, что освоение речевых инструментов иностранного языка предоставляет возможность интеллектуального развития учащихся только в том случае, когда этот процесс неделимо связан с формированием мыслительных функций. В связи с этим возникает необходимость отыскать способы стимулирования речемыслительной деятельности обучаемых, выявить речемыслительные задачи, которые активизируют их коммуникативно-познавательную деятельность и которые наилучшим образом способствуют формированию не только речи, но и самосознания.
Процесс преподавания иностранного языка тесно связан с проблемой воспитания, рассмотрению которой было уделено на конференции много внимания. Было подчеркнуто, что изучение иностранного языка содержит потенциальные воспитательные возможности по достижению межнационального согласия представителей разных этносов посредством использования методических приемов, включающих в себя осмысление и обсуждение элементов национальных культур в контексте таких категорий как добро, милосердие, сострадание и др., реализуемых в ходе совместной деятельности обучающихся под руководством преподавателя.
Тенденции современной парадигмы высшего образования, как было заявлено на конференции, определили и комплексные требования к учебнику вообще и к учебнику по ИЯ, в частности. Эти парадигмы предполагают рассмотрение учебника как программного знакового продукта концептуальной системы, как средства реализации целей обучения и, наконец, как основного рычага управления обучением.
Целевая направленность выступлений участников конференции, выявила основные методологических проблемы и позволила наметить пути решения обсуждаемых лингводидактических задач.
Актуальные научные разработки, представленные в ходе работы конференции, уже нашли или найдут свое применение в студенческой аудитории.