17 мая 2021 года в РГГУ состоялась V Международная научно-практическая конференция «Образование 4.0: конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив», организованная факультетом рекламы и связей с общественностью.
Международная научно-практической конференция «Образование 4.0: конкуренция, компетенции, коммуникации и креатив» собрала в стенах РГГУ как представителей вузов и академической науки, так и практиков. Эта конференция является центральным мероприятием научной жизни факультета рекламы и связей с общественностью, но в ней традиционно принимают участие и преподаватели кафедр Института экономики, управления и права. Уже пятый год организационный комитет возглавляет проректор по учебной работе, доктор экономических наук Надежда Архипова.
C программой мероприятия вы можете ознакомиться по ссылке
Нужно отметить высокий уровень конференции, в ней приняло участие с докладами 20 докторов наук. На четырех секциях форума было заслушано 85 докладов. С докладами выступили представители вузов Москвы и других регионов России: РАНХиГС, НИУ ВШЭ, МГИМО, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, МГУ имени М.В. Ломоносова, Российского государственного университета имени А.Н. Косыгина; Башкирского государственного университета, Смоленского государственного университета. С докладами выступили гости из Белоруссии, Сирии, Вьетнама.
В онлайн формате присоединились коллеги из Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, из Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и НИУ Томский политехнический университета. С приветствием выступил профессор Восточно-Вашингтонского университета (г. Спокан, США), главный редактор международного научного журнала «Russian Journal of Communication» Игорь Клюканов.
Важно, что проблемы, заявленные в тематике конференции, прежде всего связанные с подготовкой кадров для креативной экономики, формированием престижа отечественного образования, управлением репутацией и имиджем вуза, как фактором конкурентоспособности, волнуют и работодателей.
В конференции участвовали руководители и топ-менеджеры компаний, функционирующих в области коммуникаций и маркетинга, такие как заместитель директора по связям и коммуникациям акционерного общества «Сибирская угольная энергетическая компания» (АО «СУЭК») Александр Юдельсон, генеральный директор компании интернет-маркетинга «Клондайк» Михаил Болдырев, генеральный директор ООО «Интернет-Агентство ФЛЭКС» Надежда Шикина, сопредседатель Комитета фарм-коммуникаций АКАР, исполнительный директор PHD Media Russia Ирина Романова, директор по стратегии и исследованиям Media Instinct Евгений Балдин и другие.
Постоянный участник конференции, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской академии естественных наук (РАЕН), генеральный директор издательско-торговой корпорации «Дашков и Ко» Леонид Дашков в своем докладе поднял проблему издания учебной и научной литературы для вузов, и привез подарки — книги своего издательства.
Самая представительная секция конференции «Индустрия 4.0: новые предметные области исследований в сфере коммуникаций, маркетинга и менеджмента» фактически стала продолжением пленарного заседания и прошла под руководством декана факультета рекламы и связей с общественностью, доктора экономических наук Алана Абаева. Именно на ней обсуждались основные заявленные вопросы, связанные с трансформацией системы высшего образования в новой парадигме экономического и социального развития. Рассматривались различные аспекты, связанные с изменениями в характере труда, которые обуславливают как требования к компетентности выпускников вузов, так и необходимость новых подходов к их подготовке, и определяют задачи по контролируемому формированию профиля вуза в новой цифровой реальности.
Работу секции «Конкурентоспособность российской экономики в условиях пандемии» координировали коллеги из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор эконмических наук, профессор Светлана Карпова и кандидат экономических наук, доцент Илья Рожков. На данной секции рассматривались прежде всего угрозы и вызовы пандемии не только для экономики, но и для рынка труда, а также вопросы подготовки кадров в условиях трансформирующейся экономической системы как на внутреннем, так и на международных рынках.
Глубокие теоретические аспекты природы коммуникативных технологий и их компонентов обсуждались на третьей секции «Есть в мире сердце, где живу я...» (метатекстовая природа имени в технологиях создания и продвижения контента), прошедшей под руководством заведующего кафедрой теории и практики общественных связей, доктора филовских наук, профессора Сергея Клягина .
Под кураторством доцента кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы, кандидата философских наук Наны Джавршян состоялась Junior секция «Тренды коммуникационной индустрии», где магистранты факультета, в большинстве своем - уже состоявшиеся профессионалы, поделились своими исследованиями наблюдаемых тенденциях в области медиа и коммуникаций, а также о перспективах развития коммуникационных технологий.
Круглый стол, который прошел в рамках конференции, по теме «Социальное волонтерство как креативная образовательная технология», организовала старший преподаватель кафедры интегрированных коммуникаций и рекламы и, одновременно, директор Центра социальных проектов МИР Галина Вельская. Эта площадка объединила всех неравнодушных к проблемам помощи людям с ограниченными возможностями, участники обсудили результаты реализации исследований и проектов, посвященных социальному волонтерству.
Организовывала этот форум молодёжная студенческая дирекция, состоящая из студентов третьего курса, осваивающих компетенции по проведению мероприятий и форумов, под руководством секретаря конференции, заместителя декана факультета рекламы и связей с общественностью по научно-исследовательской работе, кандидата социологических наук Анны Головой.
Гости отметили гостеприимство РГГУ, открытость и доброжелательность атмосферы конференции, активность дискуссии. Была подчеркнута необходимость очных встреч и совместной работы, которых так не хватало во время пандемии. Пандемия активизировала внедрение цифровых технологий в разные стороны жизни, в том числе в учебную среду, что изменило отношение к образованию в целом и конкурентную среду на рынке образования, обусловило появление новых профессий и деактуализацию уже существующих. Теперь требуется более тщательно подходить к прогнозам востребованности осваиваемых компетенций и корректировке образовательных программ т.к. продолжает возрастать ценность и востребованность компетенций, связанных с личными качествами, так называемых soft skills, от вузов будут ждать внедрения образовательных технологий, содействующих всестороннему развитию личности и формированию социальной ответственности.