12 декабря на философском факультете состоялось мероприятие, посвященное основанию Славяно-греко-латинской академии, событию, положившему начало истории высшего образования в Москве.
Открытая братьями Иоанникием и Софронием Лихудами, составившими первые программы читаемых курсов, академия сыграла значительную роль в развитии отечественной науки. Из стен академии вышли Михаил Васильевич Ломоносов, Федор Поликарпов, Василий Никитич Татищев, Антиох Дмитриевич Кантемир, Леонтий Филиппович Магницкий, Василий Иванович Баженов и многие другие ученые, переводчики, писатели, государственные деятели.
Во время мероприятия студенты узнали об основных проектах открытия школ в Москве в середине и второй половине XVII века, о том, как строилось преподавание на начальном этапе существования первого московского высшего учебного заведения, о непростой истории пребывания братьев Лихудов в России.
Попытки открытия школ осуществлялись еще начиная с 30-40-х гг. XVII века, однако, большая часть из них не привела к успеху, а учебные заведения, которые все-таки начали свою работу, просуществовали недолго. В любом случае, мы имеем дело со средними учебными заведениями. Так же не была высшей школой и основанная Тимофеем Греком в 1681 г. Типографская школа, хотя именно в ней получили первоначальное образование первые студенты школы Лихудов, среди которых были, например, Федор Поликарпов и Николай Семенов.
Отдельно стоит отметить предварившую открытие Академии дискуссию о принципах обучения и устройства школ, разгоревшуюся между «грекофилами» и «латинствующими». Позиция «латинствующих» была первоначально сформулирована ещё Симеоном Полоцким, однако итоговый вариант «Привилегии на Академию» был составлен Сильвестром Медведевым. В качестве реакции на появление «латинской» концепции развития образования в среде «грекофилов» создаются два трактата: «Довод вкратце, яко учение и язык еллиногреческий наипаче нужно потребный, нежели латинский язык и учения, и чем пользует славенскому народу» и «Учитися ли нам полезнее грамматики, риторики, философии и теологии и стихотворному художеству и оттуду познавати божественная писания или, не учася сим хитростем, в простоте Богу угождати и от чтения разум святых писаний познавати, и что лучше российским людем учитися греческаго языка, а не латинскаго», которые были выдержаны в резком антилатинском тоне.