12-14 декабря 2024 г. на философском факультете РГГУ прошла ежегодная Всероссийская научная конференция с международным участием «Алёшинские чтения». В мероприятии приняли участие около 80 учёных: от студентов до докторов наук. В этом году конференция была посвящена путям осмысления ценностей на этическом, эстетическом и визуальном уровнях.
В первый день конференции прошло пленарное заседание, завершившиеся презентацией изданий коллективных монографий. Остальные два дня работа шла по секциям: «Феноменология и онтология ценностей», «Теологическое осмысление ценностей», «Русский платонизм», «Этическое как ценность», «Эстетическое как ценность», «Этическое, эстетическое, визуальное: социокультурный аспект», «Ценностный дискурс: взгляд молодых ученых».
В рамках пленарного заседания 12 декабря была затронута ценностная проблематика в современной культуре как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Общий обзор актуальной аксиологической проблематики был представлен в докладах Александра Павлова «Патриотизм как ценность», Людмилы Баевой «Традиционные ценности в современном обществе», Ольги Жуковой «Ценности русской культуры в дискурсивном поле отечественной мысли: реинтерпретация наследия». Прикладные аспекты государственной культурной политики были затронуты в докладе Виталия Куренного «Ценности как предмет государственной культурной политики и ценностный профиль современного российского кинематографа». Особый богословский взгляд на проблему ценностей был показан в докладе прот. Константина Польскова «Категория ценности. Взгляд теолога». Социокультурный контекст бытования ценностей, отражение данной проблематики в истории отечественной философии были затронуты в докладах Алексея Козырева «В.В. Кандинский и русская религиозная философия», Константина Антонова «Мир как ценность в концепции христианской политики позднего С.Л. Франка», Виктора Молчанова «Чужая душевная жизнь» и нравственное чувство». Различные аспекты трактовки ценностей в истории западной философии были затронуты в докладах Артема Кротова «Драматургия в картезианской системе отсчета», Светланы Коначевой «Традиции и ценности в философии М. Хайдеггера: от ранних лекционных курсов до «Бытия и времени», Алексея Савина «Жизнь и логические категории», Андрея Паткуля «Опыт искусства в архитектонике философского исследования: немецкий идеализм, феноменология, герменевтика». Секция проводилась в смешанном формате, все доклады прозвучали очно. В рамках пленарного заседания было представлено двенадцать докладов представителей МГУ, НИУ ВШЭ, РГГУ, ПСТГУ, РАНХиГС, Астраханского государственного университета.
В ходе работы секций «Феноменология и онтология ценностей» и «Теологическое осмысление ценностей», прошедших 13го декабря, был охвачен широкий ряд тем, включающий в себя применение феноменологического метода по отношению к совершенно разным аспектам человеческого существования: от «случая слесаря» Южно-Уральской железной дороги до катафатического и апофатического богословия. Первый доклад Михаила Белоусова под названием «Этика, феномен и выражение» был посвящен вопросу о сближении этического и эстетического в философии Л.Витгенштейна. Евгения Шестова и Глеб Демин представили критику психофизического дуализма в «Феноменологии восприятия» Мерло-Понти в соотнесении личного и анонимного. В докладе была раскрыта специфика структур, определяющих возможность опыта, феномен фантомного органа, конституирование мира на безличном уровне. Георгий Чернавин выступил с докладом «Ценности осмысляют вас: случай слесаря ЮУЖД» в котором провел феноменологический анализ протоколов допросов работников ЮУЖД, выявивший косвенный доступ к жизненному миру слесаря Южно-Уральского депо. Александр Кольцов раскрыл гносеологический аспект феноменологической онтологии ценностей: рассказал о познании ценностей, тождественном познании Другого у Макса Шелера и познании «априорного положения дел» Райнаха. Алексей Гагинский указал на сложность концепции смерти Хайдеггера в докладе «Изобретая смерть: Хайдеггер и популярная культура». Надежда Кода выступила с докладом о понимании традиции Хайдеггером в значении Tradition и Überlieferung. Критика предпонимания искусства в «Истоке художественного творения» Хайдеггера была продемонстрирована Алексеем Дроновым через осмысление Хайдеггером произведения искусства как истины, полагаемой в творении, и «переходности» фигуры художника. Татьяна Седанкина рассказала о способах осмысления апофатической теологии в ХХ – нач. ХХI вв. В рамках секции «Теологическое осмысление ценностей» прозвучало три доклада: об эстетической, этической и религиозной стадиях как этапах раскрытия ценности у Кьеркегора Алексея Лызлова, о феноменологии религиозного опыта Мераба Мамардашвили Александра Полякова и об анализе конфессионального многообразия моральных практики и норм в цифровую эпоху Владимира Шмалия.
Секция «Русский платонизм» проходила во второй день конференции, 13 декабря, была посвящена рецепции и интерпретации идей мирового платонизма в русской философской традиции и культуре. На секции были представлены доклады и сообщения таких признанных исследователей, как Борис Межуев («Сергей Трубецкой и Владимир Соловьев»), Николай Павлюченков («Вечные идеи Платона в философски-богословских концепциях свящ. П.А. Флоренского»), Анна Резниченко («История понятия “ценность” у проф. прот. С.Н. Булгакова»), Рустем Вахитов («Евразийство и футуризм»), Наталья Аретеменко («”Супрематическая феноменология”: Малевич–Гуссерль»), Виктор Троицкий «Герменевтика визуального от П.А. Флоренского и В.В. Розанова», Елены Косиловой («Ценности музыкальных миров»), и др. Секция велась в смешанном формате, всего прозвучало шестнадцать докладов исследователей из России (Москва, Санкт-Петербург, Уфа) и Израиля.
Секция «Этическое как ценность» проходила во второй день конференции, 13 декабря, была посвящена этическим сюжетам в истории мировой философии. Средневековая и нововременная этическая проблематика была затронута в докладах Владислава Жулева «Этика versus политика. Изменение понимания политики во второй половине XIII века», Василия Мархинина «Этика и ценности в творчестве Ф. Бэкона: от “Temporis partus maximus” к «Новой Атлантиде». Этическое измерение в классической и современной немецкой философской традиции было представлено в докладах Людмилы Крыштоп «Этика и право в философии Канта как пути реализации свободы», Александра Логинова «Существуют ли “национальные этосы”? Точка зрения Макса Шелера», Владимира Близнекова «Значение нравственных ценностей в этике Дитриха фон Гильдебранда». Максим Переславцев раскрыл современные аспекты теологических и философских дискуссий в докладе «Джон Милбанк о светских и христианских нравственных ценностях: противоречие или логическое завершение?». Константин Морозов сформулировал теоретическую проблему в своем докладе «Феноменальное сознание и его этическая ценность». Секция велась в смешанном формате, в целом прозвучало семь докладов исследователей из РГГУ, РУДН, ИНИОН, ИФ РАН, РАНХиГС, Сургутского государственного университета.
Работу секции «Этическое, эстетическое, визуальное: социокультурный аспект» открыл доклад проректора по научной работе Алматинской православной духовной семинарии А. П. Соловьева “ Ценность будущего и феномен морально-политического самоуполномочивания авангарда «утопий спасения»”, в котором через аналитическую оптику Г. Люббе и О. Маркварда рассмотрел два идеологических проекта будущего эпохи модерна. Аспирант философского факультета РГГУ А. В. Шишков предложил интерпретацию понятия не-антропоцентрическая перспектива, характерной для поворота к нечеловеческому, на основании эстетики и этики объектно-ориентированной онтологии Г. Хармана и Т. Мортона. Доцент школы философии и культурологии НИУ ВШЭ А. Г. Ганжа в своем докладе “ Пролиферирующее и аутоселекционирующее в современной культуре: множащиеся эстезисы и самосеквенцирующиеся этосы” обсудила возможность ценностного подхода к современному искусству. Независимая исследовательница В. Э. Даниелян представила исследование стратегий философии ужаса и ужасного в современной культуре с опорой на работы Ю. Такера и других представителей спекулятивного реализма. Профессор кафедры теории и методики преподавания искусств и гуманитарных наук СПбГУ Е. В. Малышкин сделал доклад о понятиях щедрости и любви на основе пьесы “Ромео и Джульетта” У. Шекспира. Доцент КФУ им. В. И. Вернадского О. В. Зарапин в своем докладе предложил аналитическое различение позиций свидетеля и очевидца. Р. Д. Шалганов (РГГУ) представил взгляд на искусство как узел социальных отношений в философии Л. Альтюссера, П. Машре и А. Бадью. Работу секции завершил доклад старшего преподавателя НИЯУ МИФИ М. М. Базлева о социальной этике и ценностных установках “второго поколения” хакеров в сравнении с «первым поколением».
В третий день конференции, 14 декабря, проходили две секции «Эстетическое как ценность», а также секция «Ценностный дискурс: взгляд молодых ученых». Исторический контекст понятия красоты был отмечен в докладе О.Ф. Иващук «Красота как бытие и как ценность», который был поддержан докладом Д.А. Лупшина «Ценности будущего: сверхчеловек в творчестве Ницше», а также докладом Е.А. Еремеева «Эстетика – ценность или иллюзия». Лингвистический аспект эстетических ценностей отметил в своем докладе «Эстетика и трансформация философии обыденного языка в творчестве С Кэйва» Г.А. Золотков. А.О. Сабанов в докладе «Кантовский focus и техники видимости в трех парагонах» предложил предлагается реактуализировать кантовское понятие трансцендентальной видимости. Л.С. Ершова сделала доклад «Экологическая эстетика и растительной мышление» о новых трендах в эстетике. Эстетическую тематику продолжили доклады С.В. Якимовой «Эстетизация женской телесности как социокультурный феномен» и Д.С. Ивановой «Дидактические трактаты Ars Moriendi и их влияние на западноевропейское искусство на рубеже Средневековья и Нового времени». В.В. Фролов провел сравнительный анализ взглядов Н.А. Бердяева и А.И. Введенского в докладе «Риск или уверенность – два взгляда на феномен веры в ранних статьях Н.А. Бердяева и работах А.И. Введенского». Концепциям отдельных авторов были посвящены доклады И.В. Ронина «Проблематика «пустых мест» в философских и научных работах в представлении феноменологической эстетики Р. Ингардена», В.И. Киселя «К этике феномена в проектах Жан-Люка Мариона и Эммануэля Левинаса» и Р.И. Михана «Термин “puissance” в этической системе Жиля Делеза». Современнын подходы к исследованию ценностей были представлены в докладах Р.Р. Билалова «Падение Земли: три режима машины ценностей» и М.В. Листопадова «Пришелец как критик этических ценностей». Обе секции проходили в смешанном формате. На работе секции присутствовали представители РАНХиГС, РГГУ, Финансового университета при Правительстве РФ, БФУ, НИУ ВШЭ, РУДН, ГАУГН.
В рамках конференции была проведена презентация нескольких изданий: «Феноменологическое понятие мира» под ред. А.Б. Паткуля СПБ., РХГА 2024, «Что такое феноменология» под. ред. Н.А. Артеменко, «С.Н. Булгаков: pro et contra. Антология» СПб., РХГА, 2024, А.В. Михайловского «Маятник модерна. Дискуссии о технике в Германии» М., Академический проект, 2024
В конференции приняли участие преподаватели и научные сотрудники ведущих Университетов Москвы и регионов: РГГУ, СПбГУ, МГУ им. М.В. Ломоносова, НИУ ВШЭ, ИФ РАН, РУДН, ПСТГУ, ТГУ, МИФИ, БФУ им. Иммануила Канта, РАНХиГС, СГТУ, РХГА и других учебных заведений и научных центров.Тематика выступлений на конференции охватывала широкий ряд проблем и актуальных вопросов.