РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



V Всероссийская научная конференция «...


V Всероссийская научная конференция «Путешествия во времени: медиальность временного перемещения в художественных произведениях»
21.03.2023

V Всероссийская научная конференция «Путешествия во времени: медиальность временного перемещения в художественных произведениях»

4 марта 2023 г. на факультете культурологии прошла V Всероссийская научная конференция «Путешествия во времени: медиальность временного перемещения в художественных произведениях»


Весенняя конференция «Путешествия во времени» к 2023 г. уже стала совместной традицией факультета культурологии РГГУ и кафедры культурологии и социальной коммуникации историко-филологического факультета РАНХиГС. Ее участники за прошедшие годы успели рассмотреть самые неожиданные аспекты перемещения во времени, обратиться к множеству разнообразных объектов анализа и обнаружить немало параллелей и пересечений в произведениях, порожденных весьма отдаленными друг от друга во времени и пространстве культурами. В этом году подтема конференции была относительно узкой: доклады участников были посвящены материальным объектам, посредством или при помощи которых в художественном произведении происходит перемещение персонажей во времени, материальным и нематериальным маркерам, указывающим, что перемещение состоялось, что перед аудиторией уже иное время.

Программа конференции

В этом году конференция получилась камерной, но от этого не менее интересной. Демкина Анна Владимировна (канд. культурологии, кафедра истории и теории культуры факультета культурологии РГГУ) рассказала о течении времени в повести Дана Марковича «ЛЧК», о восприятии времени различными персонажами, о перекличках между философией произведения и упомянутыми в нем бытовыми предметами, а заодно и познакомила аудиторию со сборником 1991 г.. в котором была опубликована повесть. Золотухина Мария Владимировна (канд.ист.н., кафедра социальных практик и коммуникаций факультета культурологии РГГУ) посвятила доклад тому, как сладкая домашняя выпечка – торты и пироги (cake и pie) – становится инструментом актуализации памяти о детстве в современной американской культуре.  Целый ряд докладов был посвящен маркерам временного перемещения в аудиовизуальных текстах. Так, Семенюк Анна Андреевна (студентка магистратуры факультета культурологии РГГУ) проанализировала приемы создания опыта путешествий во времени и репрезентации разных форм воздействия таких перемещений на человеческие тела и души на примере тайтла “Steins;Gate”. Мария Эль-Факи (студентка 3 курса) рассмотрела маркеры эпохи, образ прошлого и образ настоящего глазами пришельцев из прошлого в фантастических фильмах 1980х гг. «Невероятные приключения Билла и Теда» и «Филадельфийский эксперимент». А мюзикл «Hamilton» стал объектом исследования в докладе Русских Елены Сергеевны (магистрантки Санкт-Петербургской школы гуманитарных наук и искусств НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)), которая подробно разобрала один из важных эпизодов сценической постановки, показав, как посредством сочетания музыкальных сигналов, освещения, мизансцен и текста для зрителей создается эффект сосуществования двух временных пластов в одной сцене.

Мерзлякова Виктория Николаевна (канд. культурологии, кафедра социальных практики и коммуникаций факультета культурологии РГГУ, РАНХиГС) проанализировала, как через путешествие во времени создается образ латиноамериканской культуры, ее исторического прошлого и ее настоящего, в сериале «Всегда ведьма». Иванова Кристина Сергеевна (студентка факультета культурологии РГГУ) рассмотрела опыт пребывания в чужом прошлом, возможность воздействия на уже свершившиеся события и механику перемещения во времени в китайском анимированном сериале-дунхуа «Агент времени». Нагаева Елена Юрьевна (старший преподаватель кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН РАНХиГС) проблематизировала медиальность временных перемещений в российских фантастических фильмах о Великой отечественной войне 2008-2018 гг., показав, как постепенно усложняется нарратив о попадании человека из XXI в. в зону боевых действий 1940-х. годов. В докладе Калашникова Александра Владимировича (канд. филол. н., кафедра европейских языков Института лингвистики РГГУ) были рассмотрены лейтмотивы как средства отсылки к прошлому в тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга»; докладчик особенно подчеркнул, насколько важны эти лейтмотивы-отсылки для превращения четырех весьма продолжительных оперных произведений в цельное повествование.