РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



На факультете культурологии обсудили ...


05.02.2025

На факультете культурологии обсудили культурные трансформации мифа об искусственной женщине

25 января состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Татиана Крувко представила доклад на тему «Миф об искусственной женщине: традиция и современность».


С приветственным словом к участникам обратилась научный руководитель семинара – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Светлана Борисова. Далее слово было передано Татиане Крувко, представившей доклад с презентацией.

В ходе лекции было рассказано об основах философии постгуманизма, представлены древние мифологические сюжеты об искусственных женщинах и проанализированы кинообразы «киборга» сквозь призму расовых, национальных и гендерных проблем общества. Сперва Татиана Крувко дала определение философии постгуманизма, подчеркнув, что основа данного направления состоит в признании постантропоцентризма культуры. В контексте критического течения это означает осознание человеком ответственности за свои действия по отношению к окружающему миру в условиях техногенного развития, а в оппортунистском ключе подразумевает видение технологии в качестве абсолютного блага. Далее лектор обратилась к мифологическим сюжетам, в частности к мифу о Пигмалионе и Галатее, представив истоки зарождения мысли об искусственно конструируемых женщинах. От мифов Татиана Крувко провела линию к автоматонам – механическим куклам, зачастую женского рода, обрётшим популярность в XVIII – XIX вв., но появившихся задолго до этого. Лектор обратила внимание на созданную французским философом Рене Декартом механическую куклу «Франсис» в честь умершей дочери, проанализировав этот исторический факт с точки зрения провозглашенного Декартом дуализма души и тела. Далее лектор указала на то, что постепенное восприятие автоматонов, созданных по большей мере в женском обличии, соответствовало нарастающему в XIX веке представлению о женщине как нечто опасном и демоническом?

После Татиана Крувко обратилась к анализу фильмов. На примере ленты «Метрополис» 1927 года автор раскрыла образ центрального персонажа – киборга «Лже-Марии» сквозь призму гендерной теории, обратив внимание на то, что киборг представлен как создание мужчин, задумавших идеальную женщину, и является репрезентацией гипертрофированной женственности сквозь призму мужского взгляда. Далее лектор выделила ставший классическим теоретический текст о киборгах – манифест Донны Харауэй. В нем исследовательница раскрывает киборгов как техногенных индивидов, способных преодолеть социальные проблемы общества, в частности гендерное неравенство, что отождествляет киборга с женщиной. Проанализировав культовые фильмы жанра фантастики конца XX века, лектор обратила внимание на отсутствие у андрогенных киборгов качеств, присущих образам, представленных в работе Харауэй. Татиана Крувко также подчеркнула, что центральные женские персонажи, выступающие в роли напарников, не ассоциируются с классической женственностью, беря на себя все атрибуты классической маскулинности, становясь в глазах зрителей неким искусственным подобием женщины.

В анализе представленных слушателям современных фильмов, таких как «Побудь в моей шкуре» (2013), «Из машины» (2014), и «Любовь, смерть и роботы» (2019), лектор обратила внимание на многообразие смыслов, которыми обрастает в современном кинематографе образ женщины-киборга – от постколониального дискурса до экологической и социально-политической критики. В вышеупомянутых кинокартинах киборги борются за субъектность доступными способами и противостоят угнетению. Как подчеркнула Татиана Крувко, образ «киборга» благодаря своей открытой конструкции отвечает постмодернисткому характеру современной культуры, которая посредством этого образа выражает общественные надежды, страхи, препятствия и вызовы в условиях техногенной революции.

В ходе дискуссии участники семинара подняли вопрос о репрезентации в кинематографе феномена самообъективации женщин. Отвечая на вопрос, лектор привела в пример три недавно вышедшие киноленты, в центре которых искусственные женщины, воспринимающие свою субъектность сквозь призму мужского взгляда – «Бедные-несчастные», «Барби» и «Субстанция». Слушатели также дополнили доклад несколькими интересными примерами. Так, доцент кафедры истории и теории культуры Александра Тарасова обратила внимание аудитории на рассказ Рэя Брэдбери «Электрическое тело пою!» о создании семьёй электронной бабушки, прокомментировала образ киборга в телесериале конца XX века «Чудеса науки» и поделилась несколькими примерами из южнокорейского кинематографа, порекомендовав такие ленты как «Я не робот» и «Космические чистильщики». Также участники обсудили вопрос пола в контексте репрезентации киборгов и проанализировали традиционные гендерные роли в кино.

Научный семинар «Мифология и фольклор в контексте современной культуры» проходит онлайн несколько раз в семестр. К участию приглашаются все желающие, анонсы и форма для регистрации размещаются заранее в Телеграм-канале семинара.