25 июня состоялась встреча научного онлайн-семинара Факультета культурологии РГГУ «Мифология и фольклор в контексте современной культуры». Аспирант кафедры ИТК РГГУ Ульяна Баранова представила доклад на тему «Архаичная обрядовая основа современных видеоигр».
С приветственным словом к участникам обратилась научный руководитель семинара – кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории и теории культуры РГГУ Светлана Борисова. Далее слово было передано Ульяне Барановой, представившей доклад с презентацией.
В ходе лекции было рассказано об архаических основаниях сюжетной логики компьютерных игр, представлено, с какими древними обрядами сопоставимо прохождение квестов и рассмотрено, как паттерны первобытных обществ продолжают существовать сегодня в условиях цифровизации. Сперва Ульяна Баранова дала определение междисциплинарной области исследований – Game studies, подчеркнув, что целью данного направления является изучение видеоигр сквозь призму научных перспектив во всем многообразии подходов. Далее лектор определила жанр сюжетно-приключенческих игр, которые подразумевают прохождение квестов игроком, использующим навыки и знания для решения задач и исследования сюжетного мира игры. Аудитория познакомилась с концепцией «мономифа», предложенной американским исследователей Джозефом Кэмпбеллом, который раскрыл универсальность историй, заложенных во всех мифах, что, как подчеркнула лектор, свойственно и сюжетно-приключенческим ролевым видеоиграм. Также лектор подчеркнула важность «Морфологии волшебной сказки» Владимира Проппа в контексте изучения сюжетных нарративов в видеоиграх. Ульяна Баранова обратилась к работе Владимира Проппа «Исторические корни волшебной сказки» для осмысления сопоставления сказочного сюжета с архаичными обрядами, в частности с обрядом инициации – одним из ключевых обрядов древних обществ, подразумевающим переход из социальной/возрастной группы в другую. Лектор раскрыла схему инициации, включающую такие переходы как «разлучение с матерью», «изоляция от общества», «прохождение испытаний» и т.д. Ульяна Баранова отметила, что несмотря на то, что обряды посвящения более не практикуются в современном обществе, они трансформируются в условиях цифровизации и остаются актуальными в формате видеоигр, способных дать людям возможность испытать этот архаичный опыт и удовлетворить тем самым психологически обусловленную потребность социокультурной адаптации.
В ходе дискуссии участники семинара подняли вопрос о шаблонности видеоигр и возможности создания более индивидуальных решений. Отвечая на вопрос, лектор отметила, что это свойственно и литературе в силу существования определенных формул, а также подчеркнула многообразие и уникальность вселенных, отличающих видеоигры друг от друга. Также участники подняли вопрос о выделении именно жанра приключенческих ролевых видеоигр (рпг), отметив, что другие жанры также имеют некоторые свойства обрядовой инициации. Ульяна Баранова отметила, что в данном жанре «путь героя» и понятие «мономифа» наиболее прозрачны, нежели чем в других, и занимают более центральное место в контексте механики игры и функционирования в ней игрока. Участники также отметили важную роль медиа в коммуникации между игроком и игрой, и переживанием игроком опыта инициации. В ходе дискуссии были обсуждены вопросы о феномене мифотворчества игроками, подчеркнута трансформация «телесности» в контексте цифровизации телесного опыта в видеоиграх и проанализирован вопрос о роли изучения видеоигр в научном культурологическом поле.
Научный семинар «Мифология и фольклор в контексте современной культуры» проходит онлайн несколько раз в семестр. К участию приглашаются все желающие, анонсы и форма для регистрации размещаются заранее в Телеграм-канале семинара.