РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Проблемы отношения к жизни и смерти в ...


03.06.2024

Проблемы отношения к жизни и смерти в христианской культуре и современности обсудили на факультете культурологии

30 мая состоялась очередная беседа из цикла «Христианские ценности в современном мире» на тему «Жизнь и смерть в христианской культуре», организованная Факультетом культурологии и Институтом психологии РГГУ. Беседа была посвящена христианским и общечеловеческим нормам отношения к смерти и их трансформации в современности.


Разговор вели доцент факультета культурологии Лидия Владимировна Крошкина, доцент Института психологии Елена Викторовна Бахадова, преподаватель Свято-Филаретовского института Сергей Михайлович Бурлака. Лидия Владимировна Крошкина во вступительном слове предложила каждому участнику беседы вспомнить свой собственный первый опыт встречи со смертью и осознанием собственной смертности. Основываясь на христианских и культурологических источниках, докладчица обратила внимание на изменение отношения к смерти в ХХ веке, которое Ф. Арьес назвал «заговором молчания». Секуляризация смерти характерна, по мнению прот. Александра Шмемана, паническим страхом перед самим ее упоминанием. Общество старается минимизировать всё связанное со смертью в повседневности, жить так, будто никто не умирает. Практика выведения жизни из ее соотнесения с «иным миром» резко противоречит тому, что происходило до ХХ века. Причины – ориентация культуры потребления на счастье и успех, которая не видит в смерти никакого смысла. В секуляризме, даже в его религиозном выражении, нет места для смерти как значимого события. Гуманизация смерти, казалось бы, привлекающая к ней внимание, не меняет ситуацию, в которой смерть превращается в «невроз». Отсюда отчаяние и агрессия, приобретающие все более устрашающие формы. Характерно, что по мнению прот. Александра Шмемана, эта ситуация порождена христианской историей.

Центром беседы стал разговор об ответах, которые предлагает христианство на поставленные проблемы. Прежде всего они связаны с неснимаемым трагизмом жизни, для которой смерть – всегда онтологическая катастрофа. Однако она не естественна, как это оценивается в большинстве ритуальных культур (ситуация прирученной смерти), а противоестественна. Предложенный христианством выход – перенос интереса со смерти на личного и живого Бога, преодоление состояния отчуждения – главного жала смерти. Тема вызвала горячую и глубокую дискуссию, в которой приняли участие студенты, преподаватели и сотрудники университета.