17 - 18 мая 2024 г. состоялась III Всероссийская научная конференция "Звук в культуре", организованная факультетом культурологии РГГУ, Музеем Басманного района и Музеем Москвы
В первый день конференции участники из РГГУ, НИУ ВШЭ и МГЛУ представили доклады, посвященные разным аспектам исследования звука. Первые доклады были посвящены теоретическому осмыслению звука, "слышимого" и тишины. Особенности современного интереса к звуку и способы его познания были затронуты в докладе А. Ганжи «Звуковые эпистемологии, их молчаливые агенты и дистрибуция знания о слышимом» (НИУ ВШЭ). В докладе М. Жиганова «О чем невозможно говорить, о том невозможно и молчать: к аффирмативному пониманию тишины» (НИУ ВШЭ) рассматривались подходы к концептуализации тишины, в частности, выделялись две наиболее интересные для дальнейших исследований позиции: тишина как не опознавание звука и тишина как едва слышный звук.
Далее последовали доклады о кинематографе, театральных и художественных проектах с акцентом на их звуковые измерения. А Мороз (РГГУ) рассказала о способах работы с прошлым на примере проекта Елизаветы Згирской «701 project», в рамках которого старые деревяные здания г. Томсква обретают «голос», начинают звучать, превращаются в музыкальные произведения. В докладе В. Плужник «Не/слышимое прошлое: звук как риторическая фигура в фильме Дж. Глейзера “Зона интересов”» (РГГУ) рассматривались способы репрезентации опыта прошлого с помощью аудиовизуального нарратива, в котором через звук как риторическую фигуру проблематизируется возможность свидетельства об экстремальном опыте. О. Гроздова (РГГУ) в своем докладе рассмотрела звук в качестве конструкционного элемента в спектакле Э. Боякова по роману Е. Водолазкина “Лавр.
Третья часть была посвящена звуку и музыке в художественных произведениях XX-XXI вв. В. Фролова (МГЛУ) рассказала о музыке в творчестве современного французского писателя Паскаля Киньяра, обратив особое внимание на барочных стиль его произведений. С. Рыбалко (РГГУ) проанализировал музыкальные мотивы в новелле Г. Гессе "Последнее лето Клингзора"» с точки зрения интермедиальности. Доклад А. Щукиной (НИУ ВШЭ) был посвящен не очень известному рассказу В. Набокова «Звуки», в котором мир воспринимается героем в акустическом режиме.
В заключительном четвертом блоке были затронуты проблемы современных практик слушания на примере вечеринок Silent Disco (О. Волочай, РГГУ) и работа со звуком в цифровой среде и роли в ней нейросетей (А. Кудозов, РГГУ).
Во второй день конференции в Центре Гиляровского прошел паблик-ток «Звуки города как основа для творческих практик», организованный Музеем Басманного района. В разговоре приняли участие Анна Замрий (куратор выставки «Пресня: выставка моей памяти», Центр «Зотов»), Наталья Потапова (директор музея «Огни Москвы»), Дарья Муратова (руководитель отдела просветительских и инклюзивных программ ГБУ «Музей-заповедник «Казанский Кремль»), Дмитрий Шубин (арт-директор Санкт-Петербургского музея звука, музыкант, художник), Ксения Диодорова (визуальный антрополог, сооснователь студии исследовательских художественных проектов «Gonzo: Research&Art»), Петр Айду (музыкант, художник, преподаватель Московской консерватории), Виталина Стрекалова (искусствовед, куратор, директор сообщества soundartist.ru. Автор экспериментальной музыки под псевдонимом vitalinair.), Василий Филатов (медиа-продюсер, основатель Института звукового дизайна). Участники обсудили особенности работы со звуком в музейном пространстве, в том числе в отношении незрячих посетителей, звуки города как объект записи, изучения и репрезентации, проблемы аудиальной антропологии и роль нейросетей в создании новых звуковых ландшафтов.
Вечером в ЦТИ «Фабрика» состоялся мультимедийный перформанс «Эхо Басмании», посвященный звучанию Басманного района (выступал коллектив "Московской Шумовой Мануфактуры").