19 и 20 апреля 2024 года в РГГУ прошла шестнадцатая Всероссийская научная конференция с международным участием «Современные методы изучения культуры», организуемая факультетом культурологии ежегодно. В рамках конференции работали 6 тематических секций, прошёл круглый стол «Идеи Бердяева в культуре XXI века», а также состоялись презентации и обсуждения новых книг: «Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации» (отв. ред. И. Н. Захарченко, О. М. Щедрина. М. РГГУ. 2023), Энциклопедия «Литературные музеи России» в 2 тт. (сост. и отв. ред. Е. А. Воронцова. М., ГМИРЛИ им. В. И. Даля, 2022, 2024), «Молчание и умолчание в истории» (сост. и отв. ред. О. В. Воробьева. М. ИВИ РАН. 2023).
Во время конференции были представлены результаты исследовательской работы, сопряжённой с актуальными вопросами изучения культуры. Каждый доклад сопровождался заинтересованным обсуждением участников — профессионалов из различных областей социально-гуманитарного знания.
Первый день конференции открылся работой секции (в смешанном — онлайн и офлайн — формате) «Люди и вещи: формы взаимодействия в цифровой среде». А. А. Титов сделал доклад об алгоритмической природе технологических процессов и их влиянии на мышление человека. Затем Т. В. Крувко рассмотрела особенности применения понятия «субъективность» в культурологии, а А. С. Чернавский продолжил эту тему, раскрыв исследовательские задачи в связи с появлением новой «субъективности» в условиях развития ИИ («Искусственного интеллекта») и рассмотрев в качестве одной из возможных перспектив «интенциональность» как характеристику, определяющую сознание. И. В. Кравченко рассмотрел феномен Deep Mapping как актуальную практику совмещения разнородной информации о географических объектах, гибко настраивающую локальные данные разных типов при участии множества соавторов. А. Д. Савлучинская обратила внимание на дизайн как неотъемлемую часть цифровой культуры, ставшую частью повседневности и навыком, которым владеет средний пользователь. В свою очередь А. А. Танюшина очертила круг исследовательских тем в связи со спецификой новых технологий обучения ИИ не по языковому принципу, но на основе множественных моделей. М. В. Золотухина представила как влияют на практики продажи вещей переход в онлайн. Е. Н. Теленкова проанализировала, как формируются онлайн выставки исторических костюмов. Р. И. Мирецкий предложил методологию анализа дискурсивного разлома медиафраншиз в цифровом пространстве. Д. И. Костоголотов — описал принцип разработки актуальных понятий для анализа таких объектов цифровой культуры как интернет-мемы. В завершении секции И. М. Соколено представил анализ вебпроектов в эстетике oldweb, которая ностальгирует по интернет-культуре начала 90-х. После докладов участники секции обсудили обратимость и степень изученности влияния цифровой среды на человека, методологические вопросы об анализе субъекта и проблему принципов определения границ сознания, а также ностальгию по раннему интернету и возвращение к материальным вещам, несмотря на влияние цифровой культуры.
Также в первый день конференции работала в онлайн-формате секция «Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: возможности и ограничения». Её участники фокусировали своё внимание на исследовании человека в широком контексте визуальных исследований культуры, на возможностях и ограничениях визуальных методов исследования, вопросах фиксации и репрезентации образа культуры (И. В. Волосков, Т. С. Панитова, Е. Ю. Трушкина, Н. Ю. Клюева), репрезентации портрета человека в контексте культуры: от кино до современных медиа (Г. А. Шматова, Д. Н. Мамедова, Э. М. Горвиц). Кроме того, в ходе работы секции были освещены актуальные вопросы развития российской визуальной антропологии, была предпринята попытка обозначить границы и предметную область аудиовизуальной антропологии на современном этапе её развития (Л. Ю. Шпак, В. О. Васильева). Докладчики в своих презентациях охватили широкий спектр вопросов, касающихся исследования человека в контексте культуры в междисциплинарном многоголосии методов и подходов к определению заявленной темы, через призму исследований архивной фотографии (В. А. Беляева-Сачук, О. В. Гавришина) и образцов живописи (К. С. Васильцов, Н. В. Казурова), рассмотрения архитектуры древних городов (М. С. Лютаева, М. Chandrankunnel), изучения репрезентации травмы на примере комиксов (М. А. Чернова). Отдельные доклады затронули актуальные проблемы возможностей и ограничений визуальных методов исследования в образовательном процессе (А. С. Обухов). Содержательная сторона докладов касалась традиционных для визуальной антропологии сюжетов — обрядовые и повседневные практики (Д. Н. Караваева, Г. Р. Султанова, Д. С. Кадошникова), а также новаторских для этой области знания взглядов (А. Гречищев, О. В. Калько). Обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации, различных проявлений жизни и деятельности человека в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ вызывает неизменный интерес отечественных ученых и слушателей.
В первый день конференции также начали работать объёмные двухдневные секции.
Одна из них — «Вымышленные миры популярной культуры Восточной Азии». Её участники в течение двух дней работы конференции представляли исследования фольклорно-мифологических образов и сюжетов в современной культуре (Н. А. Чеснокова, Е. И. Нестерова и Д. И. Болдырева); особенностей конструирования фикциональных миров в восточноазиатском кинематографе (Б. В. Рейфман), в телесериалах (Е. Г. Ним, С. Н. Шачкина, А. В. Тарасова, А. А. Мантейфель и Я. И. Шевченко) и в видеоиграх (К. С. Иванова) и веб-романах (Е. Ю. Мавлянова); репрезентации скандинавских образов в японской манге (А. В. Косухин) и идеологической подоплёке сюжетов известного автора-мангака (А. А. Григорюк). Также А. А. Костюченко и О. В. Лазарева представили свои интерпретации фикциональных миров К-попа, Хуа Цзюнь Чай (Елизавета Чай) остановилась на представлениях пользователей сети о воображаемом мире цзянху, а доклад А. А. Чигадаева был посвящён трансформациям образа Девы Марии в китайской религиозной и светской живописи и графике. Все выступления сопровождались обсуждением, в котором участвовали как исследователи, так и широкий круг любителей популярной культуры Восточной Азии.
В рамках другой двухдневной секции — «Утопия места: воображаемые пространства в текстах культуры» — обсуждались вопросы изучения пространственных утопий, связанные с четырьмя тематическими подразделами. Так, докладчики фокусировались на теоретических проблемах утопии и её связи с воображением человека (И. В. Кондаков, Н. Н. Суворов, Е. Р. Меньшикова, П. Б. Богданова, К. А. Вихрова, Н. Г. Федотова, О. Н. Гуров.); особенностях образов «лучших миров» в художественной литературе и не только (А. В. Дёмкина, Д. П. Надольская, Ю. А. Кузьмина, И. С. Савушкин, А. С. Баранов, М. О. Баранова, О. А. Лаврёнова); утопизме в современной художественной культуре (Ю. А. Клейман, А. А. Мухамедзянова, В. Д. Эвальё, К. Н. Ким, Е. М. Петрушанская, П. А. Носов, Р. Р. Рустамов, Е. А. Шемонаев, О. Ю. Гроздова, И. М. Чирскова); а также на постгуманистической утопии (Т. С. Паниотова, Д. А. Ильгова, Р. Э. Шамшадинов, М. А. Подвальный, М. Ю. Бочарова).
В свою очередь, в рамках двухдневной секции «„Воспоминание“ и „забвение“ в современном мире: социокультурные практики» обсуждались вопросы: трансмедийного и мультимедийного производства нарративов о прошлом (Р. В. Сырчин, Н. Л. Пушкарёва, А. В. Жидченко, И. Н. Захарченко, Т. С. Орлова, С. В. Пахомова, М. И. Ромашин, А. Кудозов, У. С. Баранова, Ю. Г. Вешнинский, Е. А. Воронцова, Л. И. Григорьева, В. О. Макаров, О. Н. Рыжик, Н. Полищук); проблемы, связанные с идентичностью (Ю. Д. Будман, Н. К. Гришин, Ю. А. Маккавеева, исторической памятью и забвением (И. А. Миролюбов, В. Е. Гусев, Л. В. Папина, Ф. Т. Трофимов, Д. А. Аникин, И. Н. Надёжина, К. Н. Цимбаев); а также формированием и существованием «воспоминаний» в цифровую эпоху (Г. И. Зверева). В рамках работы секции также состоялись две презентации недавно изданных книг: Энциклопедии «Литературные музеи России» (в 2 тт., сост. и отв. ред. Е. А. Воронцова. М., ГМИРЛИ им. В. И. Даля, 2022, 2024), а также коллективной монографии «Молчание и умолчание в истории» (сост. и отв. ред. О. В. Воробьёва. М., ИВИ РАН. 2023).
Первый день работы конференции завершился презентацией и обсуждением недавно вышедшей в издательстве РГГУ коллективной монографии «Визуальный образ и его медиум: культурные контексты и интерпретации» (отв. ред. И. Н. Захарченко, О. М. Щедрина. М., РГГУ. 2023), которая посвящена изучению визуального образа с позиций современной теории медиа. Авторы и заинтересованные гости обсудили тематические разделы и главы книги, её возможное применение в учебно-научной работе культурологов и всех интересующихся проблемами современной визуальной культуры и исследованиями медиа. Книга, родившаяся в результате объединения авторов в рамках работы семинара «Культурные практики в технологических медиа средах» и тематических секций прошлогодних конференций «Современные методы изучения культуры», получила положительный отклик аудитории. Некоторые из собравшихся выразили надежду, что коллектив продолжит работу над следующим трудом в области визуальных и медиа исследований.
Во второй день конференции работала тематическая секция «Социокультурное проектирование — от замысла к практической реализации», докладчики которой сфокусировались на обсуждении теоретических и практических сторон реализации социокультурных проектов (Н. С. Галушина, М. С. Яралова, К. Н. Матвиенко, А. Н. Берникова, А. В. Стальная, Д. В. Левковская, Д. В. Катламина, Д. А. Драхлер, А. Е. Кузьмина), а проблем преподавания проектной деятельности и аттестации по ней (П. С. Казаринова, И. В. Смердов, Юань Ли, А. М. Перлов, С. Н. Оводова).
Одним из завершающих мероприятий конференции стал Юбилейный круглый стол «Идеи Бердяева в культуре XXI века» (к 150-летию со дня рождения философа). Докладчики (И. В. Кондаков, А. И. Резниченко, Б. В. Рейфман, О. С. Валуев и С. В. Андросенко) затронули разнообразные аспекты наследия философа. Так, обсуждались персонализм и историософия Бердяева, его взгляд на русский коммунизм и утопии, а также трактовка свободы как понятия Якоба Бёме Ungrund, противостоящее одновременно «духовной буржуазности» и пошлости. Доклады вызвали серьёзное обсуждение среди собравшихся. Дискуссия развивалась как с философских, так и с психологических и богословских позиций. Участники круголого стола заключили, что философия Бердяева сохраняет актуальность и сегодня, вне зависимости от того, исполнились ли высказанные Бердяевым «возможности».
С полной программой конференции можно ознакомиться на её сайте.
Фотографии и другие материалы работы секций можно найти по этой ссылке.