Специализация по исторической антропологии обусловлена потребностью в качественном обновлении исторического образования в нашей стране. Антропологическая история, длительное время формировавшаяся в международной историографии, обладает большим инновационным потенциалом. Значительную роль в оформлении и укреплении антропологически ориентированной истории сыграли контакты историков с философией, историей науки, географией, социологией, психологией, экономикой, антропологией, семиотикой, лингвистикой. Тексты, созданные в русле антропологической истории, убеждают в том, что в последние десятилетия прошлого века это исследовательское поле аккумулировало значительную часть новых идей, появившихся в гуманитарном знании. Тем не менее, решающим было внутреннее стремление исторического сообщества к совершенствованию исторического познания.
Антропологическая история (историческая антропология) - это "сложная история" (А. Бюргьер), которая может быть осмыслена как междисциплинарное исследовательское поле, где работает профессиональный историк, размышляющий о человеке/людях во времени, включая их во все возможные контексты. Антропологически ориентированная история изучает "телесность" и сознание людей во всех его "формах", их поведение и связи (со средой, друг с другом и социумом в целом) в конкретном времени-пространстве. Причем, не только в диахронии и синхронии, как это было до недавнего времени: историки научились в материале показывать сложное одновременное сосуществование разных модальностей темпоральности. Историческая антропология предстает как другое видение истории, соответствующее современному "режиму рациональности" и манифестирующее иной тип исторического мышления (отличный от позитивизма/ историзма XIX века). Такое мышление является дисциплинарной матрицей новой (другой) историографии, которая задает параметры исторической дисциплины, во многом определяющие ее современный облик.
При таком подходе тематическое поле исторической антропологии составляют история ментальностей, история повседневности, новая политическая история, новая социальная история, новая биография, гендерные исследования, новая интеллектуальная история, новая культурная история. Все эти модификации антропологически ориентированных исследований так или иначе пересекаются с микроисторией как особой исследовательской практикой
Пройдя пик своего развития в 1980-е гг., историческая антропология оказала глубокое влияние на исследовательскую практику и мышление историков во всем мире. Сегодня ее обновляющие возможности используются при изучении любого исторического периода и региона. Учитывая особый вклад в ее развитие французских социальных наук, и прежде всего истории, основной акцент в программе специализации делается на изучении французской и российской историко-антропологических традиций.
Специализция призвана содействовать формированию современного историка - исследавателя/преподавателя, увлеченного своей профессией, обладающего открытым, полифоничным, междисциплинарным и вместе с тем академическим мышлением, способного к творческому поиску.
Она имеет целью привить будущему специалисту:
- необходимую современному историку социогуманитарную культуру
-чувствительность к эпистемологическим новациям в научном познани
-умение адекватно и креативно воспринимать оригинальные конкретно-исторические исследования
-устойчивый интерес к профессиональной рефлексии
-представление о современном облике исторической дисциплины и новейших тенденциях ее развития
-знания об основах ремесла историка и возможностях его применения в современных условиях
-навыки междисциплинарного историко-антропологического исследования
-умение учиться и потребность в самообразовании и совершенствовании
Проф. З.А. Чеканцева