Раздел 1
Вопрос 1.
Отметьте пары слов, содержащих по одному общему звуку, знаком « + », остальные пары — знаком « – ».
1) слон – моська
2) постлать – седло
3) сверчок – зачет
4) город – среда
Вопрос 2.
Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, отметьте знаком « + », а слова, образованные другим способом, - знаком « - »
1) обезволить
2) Забайкалье
3) очаровательный
4) по-хорошему
Вопрос 3.
Слова с окончанием –ЕЙ обозначьте знаком «+», а слова, не имеющие этого окончания, - знаком «-».
1) побыстрей
2) пожалей
3) вратарей
4) воробей
Вопрос 4.
Определите части речи выделенных слов. Правильные ответы отметьте знаком «+»
А) Прохожие шли мимо, ничего не замечая.
Б) Он пообещал, однако так и не пришел.
В) Вопреки предсказаниям начался дождь
Г) Раньше здесь было хорошо.
Варианты ответа:
1) имя существительное;
2) имя прилагательное;
3) местоимение;
4) наречие;
5) глагол в личной форме;
6) форма глагола — причастие;
7) форма глагола — деепричастие;
8) союз;
9) предлог.
Вопрос 5.
Существительные мужского рода отметьте знаком «+», существительные, не относящиеся к среднему роду, — знаком «-».
1) сюртучишко
2) рефери
3) ходули
4) шампунь
Вопрос 6.
Отметьте знаком «+» примеры, где в выделенных словах представлена метафора, знаком «-» — примеры с другим способом переноса значений в выделенных словах.
1) новый вагон – вагон захохотал.
2) Глубокий овраг – глубокий сон.
3) Иванов грозился отомстить – Иванов грозился пригласить на день рождения.
4) ребенок плачет – березы плачут.
Вопрос 7.
Предложения без лексических ошибок отметьте знаком «+», с лексическими ошибками — знаком «-».
1) Кругом были видны следы бывших боев.
2) Ему была предоставлена возможность проявить себя в лучшем виде.
3) Он раздавал свои долги скрипя сердцем.
4) Результаты не замедлили себя ждать.
Вопрос 8.
Сложноподчиненные предложения, в которых придаточное присоединяется к главному посредством союза, отметьте знаком “+”, а предложения с союзными словами — знаком “–”.
1) Я ловил себя на мысли, что начинаю думать о конце войны.
2) Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось.
3) Заря уже занималась в небе, когда оба писателя возвращались на свою квартиру.
4) Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый.
5) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается.
6) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё.
Вопрос 9.
Укажите тип придаточного предложения. Правильные ответы отметьте знаком « + »
А) Теперь я понимаю, почему деревья на этом холме разрослись так буйно.
Б) Река залила берега, снесла мост, отчего и почта была задержана.
В) Дедушка приканчивает ближайшие заросли и теперь дотягивается до новых, но дотянуться трудно, потому что склон крутой, сыпучий и ногу негде поставить.
Варианты ответа:
1) придаточное изъяснительное,
2) придаточное причины,
3) придаточное следствия,
4) придаточное присоединительное.
5) придаточное степени
Вопрос 10.
Определите количество ошибок в предложении. Правильный ответ отметьте знаком «+».
Прокуратор понял, что там на площади, уже собралась несметная толпа взволнованных последними беспорядками жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпение ожидает вынесения приговора, и в ней кричат беспокойные продавцы воды.
Варианты ответа:
1) 1 орфографическая,
2) 2 орфографические,
3) 1 пунктуационная,
4) 2 пунктуационные,
5) 1 орфографическая и 1 пунктуационная,
6) 1 орфографическая и 2 пунктуационные.
Раздел 2
Вопрос 11.
К имени римского правителя Цезаря (100–44 г. до н. э.) восходят несколько русских нарицательных имён существительных. Перечислите их.
Вопрос 12.
Объясните, почему в нормальной ситуации фразы «На столе стоит тарелка» и «На земле лежит тарелка» – допустимы, а «На земле стоит тарелка» и «На столе лежит тарелка» – нет.
А в каком случае фразы «На столе лежит тарелка» и «На земле стоит тарелка» всё же допустимы?
Вопрос 13.
Попадает ли слово ботинок под действие правила, выведенного Вами в задаче № 12? Если нет, поясните поведение слова ботинок в аналогичных контекстах.
Вопрос 14.
Пометьте знаком «+» те слова и словосочетания, которые связаны с идеей сна:
задать храпака
отправиться на боковую
заморить червячка
без задней мысли
почитать
без задних ног
лечь на дно
почивать
Вопрос 15.
При изучении фраз с глаголом предлагать естественно выделять два типа употреблений этого глагола. Ниже приведены примеры обоих типов употреблений.
I
1. Ходил на вокзал, предлагал пассажирам помочь снести вещи (А. Пантелеев);
2. Хорошо, позвонил Байков, предложил проводить, ходить одной по пустым улицам Петербурга довольно страшно (М. Баконина);
3. А Плахотников предложил стать моим руководителем и поделиться всем, что знал сам как опытнейший дрессировщик (В. Запашный);
4. Узнав, что друг его плохо себя чувствует <…>, Диккенс с трогательной заботливостью предлагает приехать и помочь ему в работе (М. Шагинян);
5. Ира оказалась очень чутким и отзывчивым человеком и сразу же предложила Евгению Александровичу переехать к нему и ухаживать за его полупарализованной матерью (О. Демьянова).
II
6. Встретивший его адъютант предложил ему располагаться и ждать (К. Симонов);
7. Предлагаем читателям разработать, изготовить и испытать такое приспособление (Б. Синельников);
8. Но пришла сестра и предложила уйти, дать ему отдохнуть (Л. Бронтман);
9. Он предложил мне дать в их издательство книжку стихов (А. Городницкий);
10. Ире как человеку чуткому и отзывчивому было тяжело смотреть на страдания любимого человека, и она предложила продать квартиру и переехать жить к ней (О. Демьянова).
Объясните, чем различаются эти два типа употреблений.
К какому типу употреблений можно отнести следующие примеры? Если в каких-то случаях Вы считаете, что возможны оба ответа, укажите это. Поясните ваше решение.
11. Он предложил Мижуеву дать денег на это дело, и Мижуев радостно согласился (М. Арцыбашев);
12. Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор (Л. Вертинская);
13. И вот дедушка Рахленко предлагает Кусиелу прогнать мерзавца приказчика и вместо него взять моего отца (А. Рыбаков)?
Что Вы можете сказать о следующем примере:
14. Он даже предложил мне давать Юре уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа (В. Гроссман)?
Вопрос 16.
В 2010 году компания «Google» запустила сервис «Ngram». Он позволяет строить график частотности различных слов в разные периоды времени в книгах на разных языках, автоматически распознанных компьютером и собранных в базу данных.
Дан график, показывающий, насколько часто в русскоязычных книгах с 1820-го по 2000-й год встречаются слова пришел, пришла, пришло и пришли:
Как объяснить, что около 1920 года слово пришел резко выходит на 1-е место по употребительности с 4-го?
Вопрос 17.
В словах типа коммунизм до недавнего времени в просторечии было распространено произношение с мягким [з’] (коммунизьм). Предполагается, что оно распространилось из одной формы таких слов на все другие. О какой форме идёт речь и почему в ней мог появиться согласный [з’]?
Вопрос 18.
Укажите ложные и правильные этимологии.
(а) борода – русское слово, восходящее к общеславянскому *bo-rod-a. Имеет тот же корень, что и русские слова родитель, природа, родина и др.
(б) порода – русское слово, производное от корня -род-, восходящего к общеславянскому *-rod-.
(в) пародия – книжное заимствование из польского parodja, восходящего к общеславянскому *pa-rod-j-a, производному от общеславянского корня *-rod-.
Поясните ваше решение:
Вопрос 19.
«В глаголе вынуть исчез корень <...>. Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.
С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.»
(Ф. Кривин, Карманная школа)
Укажите ещё 4 слова с корнем -им-, которые не приведены в данном тексте. Основываясь на приведённых Вами примерах и примерах из текста, предположите, как раньше выглядело слово вынуть, и попробуйте объяснить, почему «исчез» его корень.