РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Русский язык


Раздел 1

Вопрос 1. 

Отметьте пары слов, содержащих по одному общему звуку, знаком « + », остальные пары — знаком « – ».

1) слон – моська

2) постлать – седло

3) сверчок – зачет

4) город – среда

 

Вопрос 2.

Слова, образованные приставочно-суффиксальным способом, отметьте знаком « + », а слова, образованные другим способом, - знаком « - »

1) обезволить

2) Забайкалье

3) очаровательный

4) по-хорошему

 

Вопрос 3. 

Слова с окончанием –ЕЙ обозначьте знаком «+», а слова, не имеющие этого окончания, - знаком «-».

1) побыстрей

2) пожалей

3) вратарей

4) воробей

  

Вопрос 4.

Определите части речи выделенных слов. Правильные ответы отметьте знаком «+»

А) Прохожие шли мимо, ничего не замечая.

Б) Он пообещал, однако так и не пришел.

В) Вопреки предсказаниям начался дождь

Г) Раньше здесь было хорошо.

 

Варианты ответа:

1) имя существительное;

2) имя прилагательное;

3) местоимение;

4) наречие;

5) глагол в личной форме;

6) форма глагола — причастие;

7) форма глагола — деепричастие;

8) союз;

9) предлог.

  

Вопрос 5.

Существительные мужского рода отметьте знаком «+», существительные, не относящиеся к среднему роду, — знаком «-». 

1) сюртучишко

2) рефери

3) ходули      

4) шампунь

  

Вопрос 6.

Отметьте знаком «+» примеры, где в выделенных словах представлена метафора, знаком «-» — примеры с другим способом переноса значений в выделенных словах.

1)  новый вагон – вагон захохотал.

2) Глубокий овраг – глубокий сон.

3)  Иванов грозился отомстить – Иванов грозился пригласить на день рождения.

4)  ребенок плачет – березы плачут.

  

Вопрос 7.

Предложения без лексических ошибок отметьте знаком «+», с лексическими ошибками — знаком «-».

1) Кругом были видны следы бывших боев.

2) Ему была предоставлена возможность проявить себя в лучшем виде.

3) Он раздавал свои долги скрипя сердцем.

4) Результаты не замедлили себя ждать.

  

Вопрос 8.

Сложноподчиненные предложения, в которых придаточное присоединяется к главному посредством союза, отметьте знаком “+”, а предложения с союзными словами — знаком “–”.

1) Я ловил себя на мысли, что начинаю думать о конце войны.

2) Как ни старались мы в этот день добраться до самой высокой горы, нам сделать это не удалось.

3) Заря уже занималась в небе, когда оба писателя возвращались на свою квартиру.

4) Берег, где остановилась машина, был низкий, илистый.

5) Что хорошо понято, то хорошо и свободно излагается.

6) Мы сидели на углу бастиона, так что в обе стороны могли видеть всё.

 

Вопрос 9.

Укажите тип придаточного предложения. Правильные ответы отметьте знаком « + »

А) Теперь я понимаю, почему деревья на этом холме разрослись так буйно.

Б) Река залила берега, снесла мост, отчего и почта была задержана.

В) Дедушка приканчивает ближайшие заросли и теперь дотягивается до новых, но дотянуться трудно, потому что склон крутой, сыпучий и ногу негде поставить.

 

Варианты ответа:

1) придаточное изъяснительное,

2) придаточное причины,

3) придаточное следствия,

4) придаточное присоединительное.

5) придаточное степени

 

Вопрос 10.

Определите количество ошибок в предложении. Правильный ответ отметьте знаком «+».

Прокуратор понял, что там на площади, уже собралась несметная толпа взволнованных  последними беспорядками жителей Ершалаима, что эта толпа в нетерпение ожидает вынесения приговора, и в ней кричат беспокойные продавцы воды.

Варианты ответа:

1) 1 орфографическая,

2) 2 орфографические,

3) 1 пунктуационная,

4) 2 пунктуационные,

5) 1 орфографическая и 1 пунктуационная,

6) 1 орфографическая и 2 пунктуационные.

 

Раздел 2

Вопрос 11.

К имени римского правителя Цезаря (100–44 г. до н. э.) восходят несколько русских нарицательных имён существительных. Перечислите их. 

 

Вопрос 12.

Объясните, почему в нормальной ситуации фразы «На столе стоит тарелка» и «На земле лежит тарелка» – допустимы, а «На земле стоит тарелка» и «На столе лежит тарелка» – нет. 

А в каком случае фразы «На столе лежит тарелка» и «На земле стоит тарелка» всё же допустимы?

 

Вопрос 13.

Попадает ли слово ботинок под действие правила, выведенного Вами в задаче № 12? Если нет, поясните поведение слова ботинок в аналогичных контекстах.

 

Вопрос 14.

Пометьте знаком «+» те слова и словосочетания, которые связаны с идеей сна:

задать храпака

отправиться на боковую

заморить червячка

без задней мысли

почитать

без задних ног

лечь на дно

почивать

 

Вопрос 15.

При изучении фраз с глаголом предлагать естественно выделять два типа употреблений этого глагола. Ниже приведены примеры обоих типов употреблений.

I

1.   Ходил на вокзал, предлагал пассажирам помочь снести вещи (А. Пантелеев);

2.   Хорошо, позвонил Байков, предложил проводить, ходить одной по пустым улицам Петербурга довольно страшно (М. Баконина);

3.   А Плахотников предложил стать моим руководителем и поделиться всем, что знал сам как опытнейший дрессировщик (В. Запашный);

4.   Узнав, что друг его плохо себя чувствует <…>, Диккенс с трогательной заботливостью предлагает приехать и помочь ему в работе (М. Шагинян);

5.   Ира оказалась очень чутким и отзывчивым человеком и сразу же предложила Евгению Александровичу переехать к нему и ухаживать за его полупарализованной матерью (О. Демьянова).

II

6.   Встретивший его адъютант предложил ему располагаться и ждать (К. Симонов);

7.   Предлагаем читателям разработать, изготовить и испытать такое приспособление (Б. Синельников);

8.   Но пришла сестра и предложила уйти, дать ему отдохнуть (Л. Бронтман);

9.   Он предложил мне дать в их издательство книжку стихов (А. Городницкий);

10.  Ире как человеку чуткому и отзывчивому было тяжело смотреть на страдания любимого человека, и она предложила продать квартиру и переехать жить к ней (О. Демьянова). 

Объясните, чем различаются эти два типа употреблений.

К какому типу употреблений можно отнести следующие примеры? Если в каких-то случаях Вы считаете, что возможны оба ответа, укажите это. Поясните ваше решение.

11.  Он предложил Мижуеву дать денег на это дело, и Мижуев радостно согласился (М. Арцыбашев);

12.  Через два дня позвонили со студии и предложили приехать и заключить договор (Л. Вертинская);

13.  И вот дедушка Рахленко предлагает Кусиелу прогнать мерзавца приказчика и вместо него взять моего отца (А. Рыбаков)?

Что Вы можете сказать о следующем примере:

14.  Он даже предложил мне давать Юре уроки французского языка и платить за урок тарелкой супа  (В. Гроссман)?

Вопрос 16.

В 2010 году компания «Google» запустила сервис «Ngram». Он позволяет строить график частотности различных слов в разные периоды времени в книгах на разных языках, автоматически распознанных компьютером и собранных в базу данных.

Дан график, показывающий, насколько часто в русскоязычных книгах с 1820-го по 2000-й год встречаются слова пришел, пришла, пришло и пришли:


Как объяснить, что около 1920 года слово пришел резко выходит на 1-е место по употребительности с 4-го?

Вопрос 17.

В словах типа коммунизм до недавнего времени в просторечии было распространено произношение с мягким [з’] (коммунизьм). Предполагается, что оно распространилось из одной формы таких слов на все другие. О какой форме идёт речь и почему в ней мог появиться согласный [з’]? 

Вопрос 18.

Укажите ложные и правильные этимологии. 

(а) борода – русское слово, восходящее к общеславянскому *bo-rod-a. Имеет тот же корень, что и русские слова родитель, природа, родина и др.

(б) порода – русское слово, производное от корня -род-, восходящего к общеславянскому *-rod-.

(в) пародия – книжное заимствование из польского parodja, восходящего к общеславянскому *pa-rod-j-a, производному от общеславянского корня *-rod-.

 Поясните ваше решение:

 

Вопрос 19.

 «В глаголе вынуть исчез корень <...>. Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.

С первого взгляда даже не скажешь, что в слове вынуть нет корня.»

(Ф. Кривин, Карманная школа)

Укажите ещё 4 слова с корнем -им-, которые не приведены в данном тексте. Основываясь на приведённых Вами примерах и примерах из текста, предположите, как раньше выглядело слово вынуть, и попробуйте объяснить, почему  «исчез» его корень.