Материалы заданий Олимпиады РГГУ для школьников по русскому языку.
ВАРИАНТ № 01-09-ОЛР
На выполнение теста отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять последовательно. Для ответа пользуйтесь только знаками « + » и « – », следуя указаниям, предваряющим каждое задание. Ответы следует давать в ЛИСТЕ ОТВЕТА, размещая знаки « + » и « – » в пустых клетках рядом с вариантами ответа. Использование листов ответа для дополнительных записей не разрешается.
1. Отметьте пары слов, содержащих по одному общему звуку, знаком «+», остальные пары — знаком «–».
1) сделать — седло
2) рукав — январь
3) мёд — томик
4) что — рожь
2. Отметьте предложения, где в выделенном слове пропущена буква е, знаком «+», остальные предложения — знаком «–».
1) Народ оценил подвиг героя и обессмерт…л его имя.
2) Постоянные вырубки быстро обезлес…ли край.
3) Из-за засухи степь совсем обезвод…ла.
4) Всё здесь опротив…ло ей.
3. Прочитайте следующие высказывания. Номера правильных (истинных) высказываний отметьте знаком «+», а номера ошибочных (ложных) высказываний — знаком «–».
1) В приставке РАЗ- (РАС-)/РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения А.
2) В исконно русских словах встречаются двойные согласные ЖЖ и СС.
3) Перед суффиксом -ЩИК- в существительных всегда пишется Ь, перед суффиксом -ЧИК- не пишется.
4) Отрицание НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно.
4. Определите количество ошибок в предложении. Правильный ответ отметьте знаком «+».
В мягких глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостинной, и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех, и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге.
Варианты ответа:
1) 1 орфографическая,
2) 2 орфографические,
3) 1 пунктуационная,
4) 1 орфографическая и 1 пунктуационная,
5) 1 орфографическая и 2 пунктуационные,
6) 2 орфографические и 2 пунктуационные.
5. Слова с окончанием –ЕЙ обозначьте знаком «+», а слова, не имеющие этого окончания, - знаком «-».
1) скорей
2) налей
3) дверей
4) аллей
6. Слова, имеющие в своем составе словообразующий суффикс, отметьте знаком «+», слова, не имеющие словообразующего суффикса, - знаком «-».
1) волчий
2) весело (смеяться)
3) веселее
4) развеселить
7. Слова, образованные суффиксальным способом, отметьте знаком «+», слова, образованные другим способом, - знаком «-».
1) проведение
2) подлокотник
3) Приморье
4) сверхъестественный
8. Существительные женского рода отметьте знаком «+», существительные, не относящиеся к женскому роду, — знаком «–».
1) тюль 2) макароны 3) тапочки 4) зайчишка |
|
9. Глаголы 1-го спряжения отметьте знаком «+», глаголы, не относящиеся к 1-му спряжению, — знаком «–».
1) расколоть 2) погнаться 3) раздаться 4) выспаться |
|
10. Определите части речи выделенных слов. Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) Когда уже кончится этот проклятущий год!
Б) Дети полюбили своего вожатого.
В) Он только проснулся и не мог понять, откуда доносятся эти звуки.
Г) Едва он добежал до дома, хлынул дождь.
Варианты ответа:
1) имя существительное,
2) имя прилагательное,
3) местоимение,
4) наречие,
5) глагол в личной форме,
6) форма глагола – причастие,
7) предлог,
8) союз,
9) частица.
11. Предложения без грамматических ошибок отметьте знаком «+», с грамматическими ошибками — знаком «–».
1) Найдётся немало смельчаков среди москвичей и гостей столицы, пожелающих оказаться в царстве старинных катакомб.
2) Из девяноста пяти выпускников школы пятьдесят человек поступили в университеты.
3) Для выполнения этого упражнения лягте на пол.
4) Гражданка Белова восстановлена на прежнее место работы 25 июня.
12. Отметьте знаком «+» примеры, где в выделенных словах представлена метафора, знаком «–» — примеры с другим способом переноса значений в выделенных словах.
1) кусты черники — морс из черники 2) сухой хлеб — сухой приём 3) рукав свитера – рукав реки 4) светлый зал – зал затих. |
|
13. Отметьте пары слов-синонимов знаком «+», остальные пары — знаком «–».
1) архитектор – зодчий
2) добровольный – принудительный
3) опасливый – опасный
4) преграда – препятствие
14. Даны слова: собака – овчарка. Отметьте пары слов, связанных таким же смысловым отношением, знаком «+», остальные пары — знаком «–».
1) баран – овца
2) корова – молоко
3) птенец – цыплёнок
4) кошка – котёнок
15. Отметьте архаизмы знаком «+», остальные слова — знаком «–».
1) десница
2) отрок
3) трактор
4) урядник
16. Слова, включающие старославянские по происхождению морфемы, отметьте знаком «+», не содержащие таких морфем слова – знаком «-».
1) горячий
2) врата
3) хождение
4) плывущий
17. Определите приведенные словосочетания. Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) махнуть рукой
Б) умывать руки
В) руки не доходят
Г) вымыть руки
Варианты ответа:
1) только свободные,
2) только устойчивые (фразеологизмы),
3) могут быть и свободные, и устойчивые в зависимости от контекста.
18. Предложения без лексических ошибок отметьте знаком «+», с лексическими ошибками — знаком «–».
1) Этого человека нет необходимости представлять, рассказывая всю его автобиографию.
2) Не следует думать, что только талант имеет главную роль в достижении цели – необходимы также труд и терпение.
3) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу.
4) На концерт мы не попали: в этот вечер был аншлаг.
19. Отметьте знаком «+» словосочетания, в которых вид синтаксической связи – согласование, и знаком «-» словосочетания с другими видами связи.
1) яркий бант
2) у семи нянек
3) брюки клёш
4) её дом
20. Каким членом предложения является выделенное слово? Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) Курагин, благодаря хлопотам отца, вышел сухим из воды.
Б) Горели шесть танков.
В) Петрович имел привычку покусывать ус.
Г) И когда же, по-твоему, надо было завтракать?
Д) Такие люди с радостью всецело отдаются работе.
Варианты ответа:
1) подлежащее (часть подлежащего),
2) сказуемое (часть сказуемого),
3) дополнение (часть дополнения),
4) определение (часть определения),
5) обстоятельство (часть обстоятельства),
6) членом предложения не является.
21. Правильно построенные предложения отметьте знаком «+», а предложения, в которых допущена синтаксическая ошибка, — знаком «–».
1) Используя это устройство, всего за 3–4 сеанса исчезает боль.
2) Десятки тысяч взыскательных книголюбов смогли ознакомиться и приобрести различную литературу.
3) Великолепие костюмов, грациозность и неповторимость движений танцоров не могло не будить воображение.
4) По завершении трехнедельного интенсивного курса обучения ему удалось поменять работу.
22. Определите типы простых предложений. Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт.
Б) В комнате никого не было.
В) Меня не предупредили о собрании.
Г) Сколько людей погибло в этом бою!
Варианты ответа:
1) двусоставное,
2) односоставное определённо-личное,
3) односоставное обобщённо-личное,
4) односоставное неопределённо-личное,
5) односоставное безличное,
6) односоставное назывное.
23. Укажите тип придаточного предложения. Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) Теперь я понимаю, почему деревья на этом холме разрослись так буйно.
Б) Река залила берега, снесла мост, отчего и почта была задержана.
В) Дедушка приканчивает ближайшие заросли и теперь дотягивается до новых, но дотянуться трудно, потому что склон крутой, сыпучий и ногу негде поставить.
Г) Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассёкшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы.
Варианты ответа:
1) придаточное изъяснительное,
2) придаточное причины,
3) придаточное следствия,
4) придаточное присоединительное,
5) придаточное степени.
24. Определите тип предложения по структуре. Правильные ответы отметьте знаком «+».
А) Я знал, что, если девушка слишком смеется над своим поклонником, а тот достаточно упорен, она может выйти за него замуж хотя бы под тем предлогом, что ей с ним весело.
Б) Жалобщикам вполне резонно отвечали, что эксперименты потому-то и гениальные, что их никто не может повторить.
В) Коридорчик, по которому Иван Иваныч шел к двери, оказался странно длинен, и звонок теперь уже звонил не переставая и так требовательно, так нетерпеливо, что дурные предчувствия сдавили грудь.
Варианты ответа:
1) сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением,
2) сложноподчиненное предложение с однородным, параллельным и последовательным подчинением,
3) сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением,
4) сложное предложение с сочинением и подчинением.
25. Прочитайте следующие высказывания. Номера правильных (истинных) высказываний отметьте знаком «+», а номера ошибочных (ложных) высказываний — знаком «–».
1) Все согласные парны по твёрдости–мягкости.
2) Суффиксальным способом могут образовываться все знаменательные части речи.
3) Никакие наречия не имеют окончаний.
4) Все определения делятся на согласованные и несогласованные.