РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Русский язык


Материалы заданий Олимпиады РГГУ для школьников по русскому языку.

 

ВАРИАНТ № 01-09-ОЛР

 

На выполнение теста отводится 120 минут. Задания рекомендуется выполнять последовательно. Для ответа пользуйтесь только знаками « + » и  « – », следуя указаниям, предваряющим каждое задание. Ответы следует давать в ЛИСТЕ ОТВЕТА, размещая знаки « + » и « – » в пустых клетках рядом с вариантами ответа. Использование листов ответа для дополнительных записей не разрешается.

 

 

1. Отметьте пары слов, содержащих по одному общему звуку, знаком «+», остальные пары — знаком «–».

 

1) сделать — седло

2) рукав — январь

3) мёд — томик

4) что — рожь

 

2. Отметьте предложения, где в выделенном слове пропущена буква е, знаком «+», остальные предложения — знаком «–».

 

1) Народ оценил подвиг героя и обессмерт…л его имя.

2) Постоянные вырубки быстро обезлес…ли край.

3) Из-за засухи степь совсем обезвод…ла.

4) Всё здесь опротив…ло ей.

 

3. Прочитайте следующие высказывания. Номера правильных (истинных) высказываний отметьте знаком «+», а номера ошибочных (ложных) высказываний — знаком «–».

 

1) В приставке РАЗ- (РАС-)/РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения А.

2) В исконно русских словах встречаются двойные согласные ЖЖ и СС.

3) Перед суффиксом -ЩИК- в существительных всегда пишется Ь, перед суффиксом -ЧИК- не пишется.

4) Отрицание НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно.

 

4. Определите количество ошибок в предложении. Правильный ответ отметьте знаком «+».

 

В мягких глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостинной, и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех, и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге.

Варианты ответа:

1) 1 орфографическая,

2) 2 орфографические,

3) 1 пунктуационная,

4) 1 орфографическая и 1 пунктуационная,

5) 1 орфографическая и 2 пунктуационные,

6) 2 орфографические и 2 пунктуационные.

 

5. Слова с окончанием –ЕЙ обозначьте знаком «+», а слова, не имеющие этого окончания, - знаком «-».

 

1) скорей

2) налей

3) дверей

4) аллей

 

6. Слова, имеющие в своем составе словообразующий суффикс, отметьте знаком «+», слова, не имеющие словообразующего суффикса, - знаком «-».

 

1) волчий

2) весело (смеяться)

3) веселее

4) развеселить

 

7. Слова, образованные суффиксальным способом, отметьте знаком «+», слова, образованные другим способом, - знаком «-».

 

1) проведение

2) подлокотник

3) Приморье

4) сверхъестественный

 

8. Существительные женского рода отметьте знаком «+», существительные, не относящиеся к женскому роду, — знаком «–».

 

1) тюль

2) макароны

3) тапочки

4) зайчишка

 

 

 

 

 

9. Глаголы 1-го спряжения отметьте знаком «+», глаголы, не относящиеся к 1-му спряжению, — знаком «–».

 

1) расколоть

2) погнаться

3) раздаться

4) выспаться

 

 

 

10. Определите части речи выделенных слов. Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) Когда уже кончится этот проклятущий год!

Б) Дети полюбили своего вожатого.

В) Он только проснулся и не мог понять, откуда доносятся эти звуки.

Г) Едва он добежал до дома, хлынул дождь.

 

Варианты ответа:

1) имя существительное,

2) имя прилагательное,

3) местоимение,

4) наречие,

5) глагол в личной форме,

6) форма глагола – причастие,

7) предлог,

8) союз,

9) частица.

 

11. Предложения без грамматических ошибок отметьте знаком «+», с грамматическими ошибками — знаком «–».

 

1) Найдётся немало смельчаков среди москвичей и гостей столицы, пожелающих оказаться в царстве старинных катакомб.

2) Из девяноста пяти выпускников школы пятьдесят человек поступили в университеты.

3) Для выполнения этого упражнения лягте на пол.

4) Гражданка Белова восстановлена на прежнее место работы 25 июня.

 

12. Отметьте знаком «+» примеры, где в выделенных словах представлена метафора, знаком «–» — примеры с другим способом переноса значений в выделенных словах.

 

1) кусты черники — морс из черники

2) сухой хлеб — сухой приём

3) рукав свитера – рукав реки

4) светлый зал – зал затих.

 

 

13. Отметьте пары слов-синонимов знаком «+», остальные пары — знаком «–».

 

1) архитектор – зодчий

2) добровольный – принудительный

3) опасливый – опасный

4) преграда – препятствие

 

14. Даны слова: собака – овчарка. Отметьте пары слов, связанных таким же смысловым отношением, знаком «+», остальные пары — знаком «–».

 

1) баран – овца

2) корова – молоко

3) птенец – цыплёнок 

4) кошка – котёнок

 

15. Отметьте архаизмы знаком «+», остальные слова — знаком «–».

 

1) десница

2) отрок

3) трактор

4) урядник

 

16. Слова, включающие старославянские по происхождению морфемы, отметьте знаком «+», не содержащие таких морфем слова – знаком «-».

1)      горячий

2)      врата

3)      хождение

4)      плывущий

17. Определите приведенные словосочетания. Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) махнуть рукой

Б) умывать руки

В) руки не доходят

Г) вымыть руки

 

Варианты ответа:

1) только свободные,

2) только устойчивые (фразеологизмы),

3) могут быть и свободные, и устойчивые в зависимости от контекста.

 

18. Предложения без лексических ошибок отметьте знаком «+», с лексическими ошибками — знаком «–».

 

1) Этого человека нет необходимости представлять, рассказывая всю его автобиографию.

2) Не следует думать, что только талант имеет главную роль в достижении цели – необходимы также труд и терпение.

3) Не мудрствуя долго, приведу в доказательство своей правоты русскую пословицу.

4) На концерт мы не попали: в этот вечер был аншлаг.

 

19. Отметьте знаком «+» словосочетания, в которых вид синтаксической связи – согласование, и знаком «-» словосочетания с другими видами связи.

 

1) яркий бант

2) у семи нянек

3) брюки клёш

4) её дом

 

20. Каким членом предложения является выделенное слово? Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) Курагин, благодаря хлопотам отца, вышел сухим из воды.

Б) Горели шесть танков.

В) Петрович имел привычку покусывать ус.

Г) И когда же, по-твоему, надо было завтракать?

Д) Такие люди с радостью всецело отдаются работе.

 

Варианты ответа:

1) подлежащее (часть подлежащего),

2) сказуемое (часть сказуемого),

3) дополнение (часть дополнения),

4) определение (часть определения),

5) обстоятельство (часть обстоятельства),

6) членом предложения не является.

 

21. Правильно построенные предложения отметьте знаком «+», а предложения, в которых допущена синтаксическая ошибка, — знаком «–».

 

1) Используя это устройство, всего за 3–4 сеанса исчезает боль.

2) Десятки тысяч взыскательных книголюбов смогли ознакомиться и приобрести различную литературу.

3) Великолепие костюмов, грациозность и неповторимость движений танцоров не могло не будить воображение.

4) По завершении трехнедельного интенсивного курса обучения ему удалось поменять работу.

 

22. Определите типы простых предложений. Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт.

Б) В комнате никого не было.

В) Меня не предупредили о собрании.

Г) Сколько людей погибло в этом бою!

 

Варианты ответа:

1)           двусоставное,

2)           односоставное определённо-личное,

3)           односоставное обобщённо-личное,

4)           односоставное неопределённо-личное,

5)           односоставное безличное,

6)           односоставное назывное.

 

23. Укажите тип придаточного предложения. Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) Теперь я понимаю, почему деревья на этом холме разрослись так буйно.

Б) Река залила берега, снесла мост, отчего и почта была задержана.

В) Дедушка приканчивает ближайшие заросли и теперь дотягивается до новых, но дотянуться трудно, потому что склон крутой, сыпучий и ногу негде поставить.

Г) Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассёкшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы.

 

Варианты ответа:

1) придаточное изъяснительное,

2) придаточное причины,

3) придаточное следствия,

4) придаточное присоединительное,

5) придаточное степени.

 

24. Определите тип предложения по структуре. Правильные ответы отметьте знаком «+».

 

А) Я знал, что, если девушка слишком смеется над своим поклонником, а тот достаточно упорен, она может выйти за него замуж хотя бы под тем предлогом, что ей с ним весело.

Б) Жалобщикам вполне резонно отвечали, что эксперименты потому-то и гениальные, что их никто не может повторить.

В) Коридорчик, по которому Иван Иваныч шел к двери, оказался странно длинен, и звонок теперь уже звонил не переставая и так требовательно, так нетерпеливо, что дурные предчувствия сдавили грудь.

 

Варианты ответа:

1) сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением,

2) сложноподчиненное предложение с однородным, параллельным и последовательным подчинением,

3) сложноподчиненное предложение с последовательным подчинением,

4) сложное предложение с сочинением и подчинением. 

 

25. Прочитайте следующие высказывания. Номера правильных (истинных) высказываний отметьте знаком «+», а номера ошибочных (ложных) высказываний — знаком «–».

 

1) Все согласные парны по твёрдости–мягкости.

2) Суффиксальным способом могут образовываться все знаменательные части речи.

3) Никакие наречия не имеют окончаний.

4) Все определения делятся на согласованные и несогласованные.