РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



Отборочный этап Олимпиады РГГУ по истории 2010-2011 гг.


Инструкция

 

Уважаемый участник Олимпиады!

Вам предлагается выполнить письменный тест по истории России IX- XXI вв. Работая над тестом, обратите, пожалуйста, внимание на три позиции.

Во- первых, на выполнение всего теста (12 вопросов) Вам предоставляется 60 минут. Поэтому старайтесь сначала ответить на вопросы, которые кажутся Вам более легкими, а затем переходите к более сложным. Действуя таким образом, Вы получите больше возможностей выполнить весь тест до конца и добиться более высоких результатов.

Во- вторых, обратите внимание на то, что имеющиеся в тексте вопросы делятся на две группы. Абсолютное большинство вопросов (11 из 12) являются «закрытыми», т.е. предполагают один правильный ответ из нескольких предлагаемых. Вопрос «Кто это?» является «открытым», - отвечая на него, Вы вписываете «от руки» Ваш вариант ответа.

В-третьих, при работе с тестом не забудьте об аккуратности: выбранный Вами вариант ответа на «закрытые» вопросы должен быть указан четко и однозначно, чтобы избежать сомнений при подсчете результатов.

Удачи Вам в выполнении теста!

   

1. Для крестьянской соседской общины был(-а, -о) характерен (-на, -но):

а) частная собственность на пахотные наделы;

б) уравнительное распределение урожая между членами общины;

в) коллективный труд на общем поле;

г) владение отдельным наделом каждой семьей при отсутствии у нее права им свободно распоряжаться.

 

2. Основным предметом импорта на Русь в Х-XII вв. был (-а, -о):

а) сукно;         б) меха;           в) бумага;       г) оружие.

 

3. Чеканка монеты возобновлена на Руси при:

а) Иване Калите;       б) Дмитрии Донском;         в) Василии II;            г) Иване III.

 

4. «Служилыми людьми по прибору» в России XVII в. назывались:

а) пушкари;

б) провинциальные дворяне-помещики;

в) мобилизованные в войско (в обоз и для осадных работ) крестьяне;

г) иноземцы на русской службе.

 

5. Кто, по-вашему, мог бы это сказать?

«Странное дело: даже в мире науки, обнимающем все, наша история ни к чему не примыкает, ничего не уясняет, ничего не доказывает. Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живем, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли была бы отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы. Некогда великий человек захотел просветить нас, и для того, чтобы приохотить нас к образованию, он кинул нам плащ цивилизации. Мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения».

 

а) Константин Аксаков;                              б) Александр Бенкендорф;

в) Петр Чаадаев;                                           г) Николай Гоголь.

 

6. Негласный комитет при Александре I это:

а) тайная полиция;   б) цензура;     в) кружок друзей;      г) военная разведка.

 

7. Кто это? «Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…».

 

8. Исключите лишний пункт списка

а) Бенкендорф;          б) Барклай;        в) Клейнмихель;      г) Канкрин;           д) Дубельт.

 

9. Суть формулы П.А.Столыпина «Сначала успокоение, и потом реформы» заключалась в том, что:

а) правительство ориентировалось на продолжение реформ «сверху»;

б) власть не должна была подавлять силой революционное движение;

в) в обществе надо было добиться сотрудничества всех политических сил;

г) необходимо было ликвидировать помещичье землевладение.

 

10. Суть трестирования русской промышленности в период с 1906 по 1913 г.г. заключалась в:

а) насаждении хуторов и отрубов;

б) создании финансово-производственных монополий;

в) принятии законов о страховании рабочих и сокращении числа профсоюзов;

г) заключении прямых коллективных договоров рабочих с предпринимателями.

 

11.  Положение о руководящей роли коммунистической партии было закреплено в советской конституции:

а) 1918 г.;       б) 1924 г.;       в) 1936 г.;       г) 1977 г.

 

12. Отставка М.С.Горбачева с поста Президента СССР была вызвана:

а) прекращением «холодной войны» между Россией и США;

б) роспуском Съезда народных депутатов;

в) подписанием соглашения о создании СНГ в резиденции «Беловежская пуща»;

г) подписанием Договора о Союзе Суверенных государств.


Темы творческих письменных работ

 

1. Древняя Русь X- начала XII вв.: представления о ней в российской науке XXI века.

2. «Иван Грозный — мужик сурьезный»: споры потомков о «грозном царе».

3. Православная церковь XVII в. и  европеизация русской культуры.

4. Допетровское местничество и "табель о рангах": пути карьерного роста в России в разные эпохи.

5. Парадный портрет в России в XVIII в.: дворянство как «первенствующее сословие» империи.

6. Императрица Екатерина II и становление гражданского общества в России.

7. «Русский Гамлет?»: Павел I в оценках историков.

8. «России нужно пятьдесят честных губернаторов».  М.М.Сперанский о желательных и возможных преобразованиях в России.

9. «И очутились мы в Париже…»: опыт заграничных походов русской армии 1813- 1815 гг. и развитие российской общественной мысли.

10. «Мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Дискуссии о самобытности и универсальности исторического пути России в эпоху Николая I.

11. «Татьяна (русская душою, сама не зная почему)…»: контрасты и взаимодействие усадебной и крестьянской культур в дореформенной России.

12. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» как отражение кризиса крепостничества в России первой половины XIX в.

13. "И был глубокий эконом…": русский барин XVIII- XIX вв. как хозяйствующий субъект.

14. «Революция сверху»: роль «либеральных бюрократов» в подготовке и проведении Великих реформ в России в середине XIX в.

15. «Это – отщепенцы!» Современники о роли молодежи в общественном движении России второй половины XIX в.

16. «Как будто слово не есть дело?». Российская интеллигенция второй половины XIX в. о своей общественной роли.

17. «Большая игра»: соперничество Российской и Британской империй в Средней Азии в контексте международных отношений XIX в.

18. Политический кризис в России конца 70-х – начала 80-х гг. XIX в.: реалии исторического выбора и возможные альтернативы развития страны.

19.  «Может быть, и добром помянут». Приоритеты и результаты экономической политики Александра III.

20.  «Кому на Руси жить хорошо»: образы земли обетованной в сознании русских крестьян XVII – XIX в.

21. «На сопках Манчжурии»: дальневосточные перспективы развития Российской империи в конце XIX— начале XX вв. 

22. Опыт взаимодействия самодержавия и Государственных Дум в 1906- 1917 г.: возможен ли был продуктивный диалог?

23. «Хождение по мукам»: какова связь Первой мировой и гражданской войн в истории России начала XX в.?

24. «Военный коммунизм»: нереализованный проект К.Маркса, Л.Троцкого или В.Ленина?

25. Российская эмиграция 1917- начала 1920-х гг.: спасенные жизни и надломленные судьбы.

26. Современные научные и общественные дискуссии об уроках и значении Великой Отечественной войны.

27. «Дорогой Никита Сергеевич», «дорогой Леонид Ильич»: Хрущев и Брежнев как политические лидеры.

28. Запреты против желаний: политическая цензура и советский читатель 1960- 1970-х гг.

29. «Октябрьские ракеты» 1962 г.: как и почему стало возможным урегулировать Карибский кризис.

30. «Гласность» и «glasnost»: реформы М.С.Горбачева в восприятии мировой общественности.

31. «Я подписался сразу на десять журналов»: феномен «читательского бума» в СССР во второй половине 1980-х гг.

32. 1991-й: существовала ли альтернатива распаду СССР?

33. Интернет как пространство политической коммуникации в современной России: возможности и риски.

34. «Страсти по учебнику»: современный школьный учебник по истории России – каким ему быть?