Инструкция
Уважаемый участник Олимпиады!
Вам предлагается выполнить письменный тест по истории России IX- XXI вв. Работая над тестом, обратите, пожалуйста, внимание на три позиции.
Во- первых, на выполнение всего теста (12 вопросов) Вам предоставляется 60 минут. Поэтому старайтесь сначала ответить на вопросы, которые кажутся Вам более легкими, а затем переходите к более сложным. Действуя таким образом, Вы получите больше возможностей выполнить весь тест до конца и добиться более высоких результатов.
Во- вторых, обратите внимание на то, что имеющиеся в тексте вопросы делятся на две группы. Абсолютное большинство вопросов (11 из 12) являются «закрытыми», т.е. предполагают один правильный ответ из нескольких предлагаемых. Вопрос «Кто это?» является «открытым», - отвечая на него, Вы вписываете «от руки» Ваш вариант ответа.
В-третьих, при работе с тестом не забудьте об аккуратности: выбранный Вами вариант ответа на «закрытые» вопросы должен быть указан четко и однозначно, чтобы избежать сомнений при подсчете результатов.
Удачи Вам в выполнении теста!
1. Для крестьянской соседской общины был(-а, -о) характерен (-на, -но):
а) частная собственность на пахотные наделы;
б) уравнительное распределение урожая между членами общины;
в) коллективный труд на общем поле;
г) владение отдельным наделом каждой семьей при отсутствии у нее права им свободно распоряжаться.
2. Основным предметом импорта на Русь в Х-XII вв. был (-а, -о):
а) сукно; б) меха; в) бумага; г) оружие.
3. Чеканка монеты возобновлена на Руси при:
а) Иване Калите; б) Дмитрии Донском; в) Василии II; г) Иване III.
4. «Служилыми людьми по прибору» в России XVII в. назывались:
а) пушкари;
б) провинциальные дворяне-помещики;
в) мобилизованные в войско (в обоз и для осадных работ) крестьяне;
г) иноземцы на русской службе.
5. Кто, по-вашему, мог бы это сказать?
«Странное дело: даже в мире науки, обнимающем все, наша история ни к чему не примыкает, ничего не уясняет, ничего не доказывает. Если бы дикие орды, возмутившие мир, не прошли по стране, в которой мы живем, прежде чем устремиться на Запад, нам едва ли была бы отведена страница во всемирной истории. Если бы мы не раскинулись от Берингова пролива до Одера, нас и не заметили бы. Некогда великий человек захотел просветить нас, и для того, чтобы приохотить нас к образованию, он кинул нам плащ цивилизации. Мы подняли плащ, но не дотронулись до просвещения».
а) Константин Аксаков; б) Александр Бенкендорф;
в) Петр Чаадаев; г) Николай Гоголь.
6. Негласный комитет при Александре I это:
а) тайная полиция; б) цензура; в) кружок друзей; г) военная разведка.
7. Кто это? «Властитель слабый и лукавый, плешивый щёголь, враг труда, нечаянно пригретый славой…».
8. Исключите лишний пункт списка
а) Бенкендорф; б) Барклай; в) Клейнмихель; г) Канкрин; д) Дубельт.
9. Суть формулы П.А.Столыпина «Сначала успокоение, и потом реформы» заключалась в том, что:
а) правительство ориентировалось на продолжение реформ «сверху»;
б) власть не должна была подавлять силой революционное движение;
в) в обществе надо было добиться сотрудничества всех политических сил;
г) необходимо было ликвидировать помещичье землевладение.
10. Суть трестирования русской промышленности в период с 1906 по 1913 г.г. заключалась в:
а) насаждении хуторов и отрубов;
б) создании финансово-производственных монополий;
в) принятии законов о страховании рабочих и сокращении числа профсоюзов;
г) заключении прямых коллективных договоров рабочих с предпринимателями.
11. Положение о руководящей роли коммунистической партии было закреплено в советской конституции:
а) 1918 г.; б) 1924 г.; в) 1936 г.; г) 1977 г.
12. Отставка М.С.Горбачева с поста Президента СССР была вызвана:
а) прекращением «холодной войны» между Россией и США;
б) роспуском Съезда народных депутатов;
в) подписанием соглашения о создании СНГ в резиденции «Беловежская пуща»;
г) подписанием Договора о Союзе Суверенных государств.
Темы творческих письменных работ
1. Древняя Русь X- начала XII вв.: представления о ней в российской науке XXI века.
2. «Иван Грозный — мужик сурьезный»: споры потомков о «грозном царе».
3. Православная церковь XVII в. и европеизация русской культуры.
4. Допетровское местничество и "табель о рангах": пути карьерного роста в России в разные эпохи.
5. Парадный портрет в России в XVIII в.: дворянство как «первенствующее сословие» империи.
6. Императрица Екатерина II и становление гражданского общества в России.
7. «Русский Гамлет?»: Павел I в оценках историков.
8. «России нужно пятьдесят честных губернаторов». М.М.Сперанский о желательных и возможных преобразованиях в России.
9. «И очутились мы в Париже…»: опыт заграничных походов русской армии 1813- 1815 гг. и развитие российской общественной мысли.
10. «Мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». Дискуссии о самобытности и универсальности исторического пути России в эпоху Николая I.
11. «Татьяна (русская душою, сама не зная почему)…»: контрасты и взаимодействие усадебной и крестьянской культур в дореформенной России.
12. Поэма Н.В.Гоголя «Мертвые души» как отражение кризиса крепостничества в России первой половины XIX в.
13. "И был глубокий эконом…": русский барин XVIII- XIX вв. как хозяйствующий субъект.
14. «Революция сверху»: роль «либеральных бюрократов» в подготовке и проведении Великих реформ в России в середине XIX в.
15. «Это – отщепенцы!» Современники о роли молодежи в общественном движении России второй половины XIX в.
16. «Как будто слово не есть дело?». Российская интеллигенция второй половины XIX в. о своей общественной роли.
17. «Большая игра»: соперничество Российской и Британской империй в Средней Азии в контексте международных отношений XIX в.
18. Политический кризис в России конца 70-х – начала 80-х гг. XIX в.: реалии исторического выбора и возможные альтернативы развития страны.
19. «Может быть, и добром помянут». Приоритеты и результаты экономической политики Александра III.
20. «Кому на Руси жить хорошо»: образы земли обетованной в сознании русских крестьян XVII – XIX в.
21. «На сопках Манчжурии»: дальневосточные перспективы развития Российской империи в конце XIX— начале XX вв.
22. Опыт взаимодействия самодержавия и Государственных Дум в 1906- 1917 г.: возможен ли был продуктивный диалог?
23. «Хождение по мукам»: какова связь Первой мировой и гражданской войн в истории России начала XX в.?
24. «Военный коммунизм»: нереализованный проект К.Маркса, Л.Троцкого или В.Ленина?
25. Российская эмиграция 1917- начала 1920-х гг.: спасенные жизни и надломленные судьбы.
26. Современные научные и общественные дискуссии об уроках и значении Великой Отечественной войны.
27. «Дорогой Никита Сергеевич», «дорогой Леонид Ильич»: Хрущев и Брежнев как политические лидеры.
28. Запреты против желаний: политическая цензура и советский читатель 1960- 1970-х гг.
29. «Октябрьские ракеты» 1962 г.: как и почему стало возможным урегулировать Карибский кризис.
30. «Гласность» и «glasnost»: реформы М.С.Горбачева в восприятии мировой общественности.
31. «Я подписался сразу на десять журналов»: феномен «читательского бума» в СССР во второй половине 1980-х гг.
32. 1991-й: существовала ли альтернатива распаду СССР?
33. Интернет как пространство политической коммуникации в современной России: возможности и риски.
34. «Страсти по учебнику»: современный школьный учебник по истории России – каким ему быть?