Совет Д 212.198.05 (по философским наукам) создан при Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (РГГУ) приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 17.10.2008 № 1902-1341.
Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
09.00.03 – История философии (по философским наукам)
09.00.11 – Социальная философия (по философским наукам)
В 2011 году было проведено 10 заседаний совета.
Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области средневековой философии, отечественной мысли, немецкой философии и социальной философии.
В кандидатской диссертации Н.В. Пуминовой выявлены идеи Псевдо-Дионисия Ареопагита, которые, став в средневековой Руси предметом дискуссий, оказали непосредственное влияние на религиозно-философскую мысль, а в целом и на всю отечественную интеллектуальную жизнь XVI – XVII вв. Диссертантом был выдвинут и обоснован тезис, о том, что одним из таких элементов учения Псевдо-Дионисия, определявшим средневековое мировоззрение, была идея иерархичности. Предпринятый анализ роли сочинений Псевдо-Дионисия в идейных конфронтациях XVI – XVII вв. позволил прояснить и конкретизировать те религиозные, мировоззренческие и познавательные установки, под влиянием которых происходили перемены в русской интеллектуальной жизни. Особое значение приобретает возможность использования текстов Псевдо-Дионисия при отстаивании православного символа веры в условиях борьбы с распространявшимися еретическими движениями ,католицизмом и униатством, нововведениями в церковные каноны (протопоп Аввакум, Иван Висковатый).
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в изучении истории русской религиозной, философской и общественно-политической мысли XVI-XVII веков. Материалы диссертации могут быть также использованы при составлении общих и специальных лекционных курсов по истории русской философии.
Кандидатская диссертация Мурышева К.Е. посвящена эстетики И.Ильина. В ней сследовано учение Ильина о «творческом созерцании» как основе любой духовной активности человека (наука, философия, искусство, религия и т. д.); проанализирована теория художественного творчества Ильина, в частности, предлагаемая им трехсоставная модель творческого акта (созерцание – воображение – воплощение); осуществлена реконструкция музыкальной эстетики Ильина и про-анализированы его представления о природе и назначении изобрази-тельного искусства;
В диссертации обоснована позиция Ильина как литературного критика и теоретика литературы, в частности, в вопросе его отношения к творчеству со-временных ему русских писателей, поэтов символистов и представителей других неклассических направлений в русской литературе начала XX века и
впервые проанализировано учение Ильина об одухотворении инстинкта, являющееся одним из оснований его теории творческого акта; отмечена его генетическая связь с учением З. Фрейда, а также выявлены некоторые расхождения его основных положений с базовыми принципами православной антропологии. Материалы диссертации могут быть использованы при составлении общих и специальных лекционных курсов по истории русской философии и эстетики.
В докторской диссертации М.Ю.Реутина исследовано философское творчество М. Экхарта. Научная новизна исследования состоит в выдвижении и обосновании двух – историко-философской и компаративистской – исследовательских и методологических перспектив, которые позволили диссертанту комплексно выстроить полифоническую модель религиозно-богословского, философско-риторического творчества Иоанна Экхарта в общей взаимосвязи философско-теоретических и духовно-практических концептов и текстов мыслителя с его биографией и культурно-историческими контекстами. Диссертант впервые систематически показал связь положительного и отрицательного методов богопознания с учениями об унивокации (univoca) и эквивокации (aequivoca). Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты имеют важное значение для прояснения ключевых моментов в европейской философии позднего Средневековья, а также для выявления типологических параллелей в развитии философской мысли на православном Востоке и католическом Западе. Диссертация вносит вклад в осмысление малоизученной в отечественной научной литературе проблемы «христианского неоплатонизма» XIII – XIV вв. и существенно расширяет тематическое, а также проблемное поле историко-философских исследований в области средневековой философии. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе подготовки курсов по истории философии, философии религий, религиозной философии, философской теологии и феноменологии религии.
Докторская диссертация В.Е. Семенова посвящена проблеме трансцендентализма в философии. Новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в том, что в нем показано возникновение и развертывание трансцендентальной парадигмы в западноевропейской философии. В диссертации рассматривается единая сквозная линия развития трансцендентализма – от Платона до первой половины XX века. При этом устанавливаются как универсальные предикаты трансцендентализма, общие для всех философов этого направления, так и специфические характеристики каждого трансцендентального учения. Тем самым выявляются критерии, на основании которых ту или иную философскую концепцию можно идентифи-цировать в качестве трансцендентальной. Автором вскрыты и проблематизированы ключевые различия трансценденталистских учений. Это позволило диссертанту показать уникальные особенности каждой концепции и в результате этого создать оригинальную типологию трансцендентальных концепций. В диссертации предложена принципиально новая классификация трансценденталистских направлений, школ, методов, принципов. Материалы и результаты диссертации могут быть использованы в общефилософских, историко-философских, культурологических и других исследованиях по философии Платона, Августина, Декарта, Канта, марбургского неокантианства, Гуссерля, а также в иных работах, по-священных гносеологии, онтологии, философской методологии, философии науки, этике, аксиологии и другим философским дисциплинам и отдельным наукам о культуре. Содержание и выводы диссертационного исследования могут эффективно использоваться при разработке и преподавании как общих, так и специальных учебных курсов по истории философии, теории познания, онтологии, методологии и философии науки, культурологии и другим учебным дисциплинам.
Кандидатская диссертация Е.А. Лавренчука рассматривает проблему социальных сетей интернет-пространства. Предметом исследования выступает процесс аутопойезиса социальных сетей интернет-пространства. В диссертации выявлено, что современные сложные технологические сетевые объекты вступают в отношения с субъектами-пользователями на правах равноправного участника коммуникации, тем самым они опосредуют человеческие отношения, создавая интер-техно-субъектное коммуникативное поле социальных отношений. Автором обоснован вывод о том, что социальные сети интернет-пространства представляют собой автономные системы, ориентированные на собственный внутренний код. Сам код оформляется/переоформляется как следствие расширения технических возможностей сетей и одновременно как результат возрастающего потребления сетью виртуализированных интересов пользователей. Основные положения диссертационного исследования могут быть использованы при чтении общих и специальных курсов по социальной философии и современным теориям коммуникации, при составлении учебных пособий, рабочих программ и методических разработок по соответствующим разделам социальной философии, философии техники и коммуникативистики и также в качестве методологической базы в прикладных исследованиях сложных техносоциальных объектов, обладающих свойством аутопойезиса.
Объектом исследования кандидатской диссертации В.М.Карелина является взаимодействие тоталитарной власти и искусства авангарда. В диссертационном исследовании впервые предпринимается попытка выявить основные аспекты взаимодействия литературы авангарда и тоталитарной власти на примере творчества участников группы ОБЭРИУ и сталинского режима. Проведен социально-философский анализ сталинского тоталитаризма, систематически проанализированы современные подходы к интерпретации данного феномена; выявлены основные аспекты антропологии тоталитарного насилия, специфики функционирования авангардного искусства в условиях тоталитаризма. Выявлены основные особенности интерпретации политического в литературе группы ОБЭРИУ, а также стратегий письма, обусловленных тоталитарным контекстом. В работе продемонстрирована значимость языка тоталитарного режима в аспекте политической прагматики перформативов. Результаты исследования могут послужить основой для дальнейших исследований философской антропологии власти, антропологии авангардного искусства, для социально-философского осмысления феноменов сталинской эпохи. Кроме того, результаты работы можно использовать для составления учебных курсов, посвященных современным теориям тоталитаризма и междисциплинарным проблемам изучения авангардного искусства.
В настоящее время в РГГУ подготовлены докторская диссертация Пылаева М.А. «Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии ХХ века» по специальности 09.00.03 – история философии, защита которой планируется в марте 2012 года, и кандидатская диссертация Калягина Д.А. «Социально-философские воззрения Д. Юма» по специальности 09.00.03 – История философии.