РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ОТЧЕТ о работе диссертационного совета Д 212.198.05 в 2009 году


Совет Д 212.198.05 создан при Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский государственный гуманитарный университет» (г. Москва) приказом Рособрнадзора от 17.10.2008 № 1902-1341.
Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
09.00.03 – История философии (по философским наукам)
09.00.11 – Социальная философия (по философским наукам)
В 2009 году было проведено 8 заседаний совета.
Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет
Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области русской и западной философской мысли, философии Древнего Востока, философской антропологии, социальной.
В докторской диссертации Григорьевой представлен анализ философско-антропологическое содержание программ социального и эстетического жизнестроения второй половины 1920-х – 1950-х гг. и, тем самым, обоснован существование особого «антропологического поворота» в данный период. В работе реконструированы принципы, фундировавшие философствование о человеке, и разработать соответствующий терминологический аппарат; существенно уточнить исторический смысловой контекст термина «трансгрессия»; ввести в научный критико-аналитический контекст актуальные материалы по философии человека; рассмотреть в контексте идей радикальной антропологии труды И.И. Иоффе; сравнить философию человека рассматриваемого периода с эпохой 1960-х – 1970-х гг.; применить комплексную методологию исследования и междисциплинарный подход к анализу «радикального образа» человека; наметить перспективы новых исследований по истории философской антропологии. Намеченные в диссертации
подходы, собранный и систематизированный в ней материал и полученные результаты могут быть использованы при разработке учебных курсов по философии, философской антропологии, культурологии, медиальным исследованиям.
В докторской диссертации Савина А.Э. впервые в отечественной философии проанализирован генезис понимания истории в феноменологии Э.Гуссерля, обоснован тезис, что тематизация истории принципиальна для понимания эволюции трансцендентальной феноменологии. В работе выявлены основания трансцендентально-феноменологической периодизации исторического процесса и раскрыты измерения историчности жизненного мира. Намеченные в диссертации подходы, собранный и систематизированный в ней материал и полученные результаты могут быть использованы при чтении лекционных курсов по истории философии, современной западной философии, спецкурсов по феноменологической философии.
Кандидатские диссертации С.В.Филатова и Т.В.Вайзер исследуют различные социальной философии. В диссертации Вайзер впервые в отечественной философской литературе проведен анализ этики сообщества и коммуникации внутри сообщества на примере двух различных векторов философской мысли ХХ века - Ж.Батая и Ю.Хабермаса. Философские дискурсы Батая и Хабермаса впервые описаны как самостоятельные коммюнитарные поля общностного опыта и взаимодействия. Работа Филатова посвящена анализу природы корпоративных отношений и исторической эволюции корпоративных сообществ. Впервые в отечественной литературе выявлена роль традиционных корпоративных сообществ в генезисе социального института профессионализма и профессиональной этики, показана возрастающая связь профессионализма и корпоративизма в современном обществе. Материалы и выводы диссертаций могут быть использованы в процессе преподавания истории социальной философии, для подготовки и чтения спецкурсов по философии литературы, истории идей ХХ века, составления учебных пособий и методических материалов.
В кандидатской диссертации Подороги Ю.В. рассматривается проблема генезиса понятия «длительность» в дискурсе А.Бергсона. Разрабатывается новый метод анализа философского понятия, рассматриваемого с точки зрения разнообразия его функций внутри отдельной философской системы (в данном случае системы Бергсона). Впервые прослеживается поэтапный генезис понятия длительности, и выделяются ключевые моменты его обоснования. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки общих лекционных курсов по истории западной философии XX века, а также спецкурсов по философии Бергсона.
Кандидатская диссертация Ковревской В.Е. исследует важнейшие моменты учения Фомы Аквинского о бытии. Впервые в отечественной литературе метафизика бытия Фомы Аквинского рассмотрена систематически, выявлена связь томистской метафизики с предшествующими онтологическими концепциями. Результаты диссертационного исследования могут быть использованы для подготовки общих лекционных курсов по истории средневековой философии, онтологии, этике, антропологии.
В диссертационной работе Нгуен Тхи Хонг исследованы особенности становления буддийской традиции во Вьетнаме. Впервые в отечественной литературе выявлены такие особенности вьетнамского буддизма как постоянное и параллельное развитие в его русле китайского канонического чань- буддизма и «народного» буддизма, освещены расхождения в учениях различных чань-школ буддизма. Результаты работ могут быть использованы при составлении курсов по истории культуры, философии, религии Вьетнама, при анализе социальной, культурной, интеллектуальной и религиозной жизни средневекового и современного Вьетнама.

В настоящее время в РГГУ подготовлена кандидатская диссертации Зайцева Д.А. «Влияние киево-могилянской традиции на интеллектуальную жизнь Московского царства последней трети XVII века» по специальности 09.00.03 – история философии, которая будет представлена к защите в 2010 году.