РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ



ОТЧЕТ о работе диссертационного совета Д 212.198.05 В 2008 году


Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.198.05 создан при Российском государственном гуманитарном университете (г. Москва) приказом Высшей аттестационной комиссии от 19 ноября 2004 г. № 356-в, приказом Рособрнадзора от 20 апреля 2007 №798-746/54 полномочия совета продлены на период действия Номенклатуры специальностей научных работников, утвержденной приказом Минпромнауки России от 31.01.2001 №47.
Совету разрешено принимать к защите диссертации по специальностям:
09.00.03 – история философии (по философским наукам)
09.00.11 – социальная философия (по философским наукам)

1. В 2008 году было проведено 9 заседаний совета.

2. Членов совета, посетивших менее половины заседаний – нет

3. Определяющей тематикой диссертаций были историко-философские исследования в области русской и западной философской мысли, философии Древнего Востока, философской антропологии.
В докторской диссертации Антонова К.М. представлен анализ становления философии религии в русской метафизике XIX — начала XX века, как, с одной стороны, философской дисциплины и элемента философской системы, а, с другой, как некоторой совокупности методов и отрефлектированных предпосылок, т.е. как ядра потенциальной научно-исследовательской программы. В работе рассмотрено формирование предметного поля и основных методологических принципов философского исследования религии в метафизических направлениях русской мысли и их особенностей в контексте эволюции основных направлений западной философии религии (романтизм, немецкая классика, неогегельянство, позитивизм, марксизм, философия жизни, феноменология религии). Осуществлен концептуальный анализ русской метафизической философии религии, представлены различные типы метафизического и гносеологического обоснования идеи религии в русской мысли. Выводы и положения работы могут быть использованы при подготовке и чтении курсов и спецкурсов по истории русской философии, философии религии, истории отечественного и зарубежного религиоведения, истории и методологии теологии
Кандидатские диссертации М.А.Белоусова, С.В.Васильевой и А.А.Гуцалова исследуют различные аспекты истории трансцендентальной и феноменологической философии. В диссертации Белоусова впервые в отечественной философской литературе проведен сравнительный анализ философских учений Канта, Гуссерля и Хайдеггера в аспекте взаимосвязи постановки проблемы времени и проблемы возможности опыта. Впервые в отечественной литературе анализ гуссерлевского учения о времени проведен с учетом опубликованных в 2001 г. и не переведенных на русский язык рукописей Гуссерля 1917-18 гг., посвященных проблеме времени («Бернауэрских манускриптов»). Работа Васильевой посвящена анализу антропологии теории познания и этики в философии М.Шелера. Впервые в отечественной литературе проведен структурный анализ понятия личности у Шелера как понятия, в котором сходятся основные направления его философской мысли. В диссертации Гуцалова А.А. рассматривается одна из важнейших проблем современной философии – проблема интерсубъективности в связи с основными понятиями его философского учения: феноменологическая редукция, темпоральность сознания, интенциональность, индивидуация. Впервые в отечественной философской литературе проводится сравнительный анализ учений Гуссерля, Лейбница, Эрдманна, Липпса в свете интерсубъективной проблематики. Материалы и выводы диссертаций могут быть использованы в процессе преподавания истории европейской философии, для подготовки и чтения спецкурсов по феноменологической философии, составления учебных пособий и методических материалов.
В диссертационной работе А.Г. Алексаняна исследован феномен манихейства в Китае, его особенности, его адаптация к китайской социо-культурной среде, влияние на него со стороны буддизма и даосизма, механизм инкультурации религиозно-философских учений в Китае. В научный оборот впервые вводятся первоисточники (т.н. «дуньхуанские тексты»: «Краткое изложение учения Мани, Будды света», т.н. «трактат Пелльо», «Гимны»). Выявляется тенденция манихейства к выходу на уровень мировых религий (таких, как христианство, буддизм) и анализируются причины неудачи манихейства в этом стремлении. Результаты работ могут быть использованы при составлении курсов по истории культуры, философии, религии Китая, при анализе социальной, культурной, интеллектуальной и религиозной жизни средневекового Китая.

В настоящее время в РГГУ подготовлены докторская и кандидатская диссертации, которая будет представлена к защите в 2009 году:
-докторская диссертация Григорьевой Н.Я. «Эволюция философской антропологии в 1920–1950-х гг.: радикализация образа человека»- по специальности 09.00.03 – история философии
- кандидатская диссертация Ковревской В.Е. " Проблема бытия в философии Фомы Аквинского" по специальности 09.00.03 – история философии