РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ




Экспертный отчет Юрия Кублановского. Проект «Музей для читающих».
11.11.2022

Экспертный отчет Юрия Кублановского. Проект «Музей для читающих».

11 ноября, город Кострома


Юрий Михайлович Кублановский

По роду деятельности мне приходится довольно много ездить. И я в целом смотрю на современную Россию очень оптимистично. Слава богу, мне уже семьдесят с лишним, и есть с чем сравнивать – и с временами советской власти, и с временами «криминальной революции» в девяностые годы. Так благополучно – хотя, конечно, это слово многим может не понравиться, тем, кто живет бедно, – но все-таки так благополучно, как теперь, Россия не выглядела, во всяком случае, с 1913 года, дай бог, чтобы эта планка не падала.

Вчера я проезжал города, в которых не был по двадцать, по тридцать лет, Владимир, Суздаль, Плёс. Я сам по профессии искусствовед, и после первого курса МГУ у нас была практика во Владимире и Суздале. Очень запомнился Владимир, тогдашний колорит. Сегодняшние Владимир и Суздаль, конечно, несравнимы с тем, что были тогда.

Меня всегда немножко пугает, что город может оказаться загламуренным: недостаточно тактично проведена реставрация, вообще слишком много глянца. Но ни Владимир, ни Суздаль, ни Плёс, ни, конечно, Кострома, так не выглядят – никакого неприятного туристического глянца я не заметил. Так что впечатления у меня самые светлые.

Вообще мы земляки, я сам родился в Рыбинске в 1947 году. Это верховье Волги: Кострома, Ярославль, Рыбинск, Углич… И почему-то в Рыбинске в моем раннем детстве, в конце 40-х – начале 50-х годов существовала такая присказка: если человек делал что-то нелепое, ему говорили: «Ну, тебе пора в Кострому». В Костроме был знаменитый сумасшедший дом.

Я приехал в Кострому третий или четвертый раз за последние десять-пятнадцать лет. Конечно, Кострома по сравнению с Владимиром, выглядит не так ярко: потрескавшиеся мостовые, много неотреставрированных фасадов. В общем, много работы для будущих архитекторов, дай бог, что и Кострома начнет подтягиваться. Я уверен, что все недостатки исправимы. А колорит уже есть.

Я люблю уездные города больше, чем губернские. Такие города, как Кострома, Кинешма – вот это мое. Дай бог, чтобы они, с одной стороны, выглядели благополучнее, с другой – чтобы сохраняли свой уездный русский колорит.

На радио «Свобода» я вел передачу «Вера и слово». Не секрет, что литература неплохо преподавалась в советских школах. Моя мама была преподавательницей литературы, и была, как многие, больше, чем преподавательницей. Она приходила из школы не одна, а с учениками, и чтение стихов и разговоры о литературе продолжались у нас дома – все мое детство с этим прошло. Но при этом школьная программа была чрезвычайно заидеологизирована. Я всегда считал, что главное в русской поэзии – её духовные смыслы. И об этих религиозно-духовных смыслах я и делал передачу на радио «Свобода».

С детства у меня было какое-то особое чувство к старой России, я очень остро чувствовал ее красоту. Вот через красоту, через эстетическое, пришла ко мне любовь к Родине, может быть, более интенсивная, чем у моих сверстников. Старая Россия для меня всё – и быт, и уклад, и культура, и история. Порой очень трудно бывает примирить какие-то исторические несуразности, даже трагедии, которых было в русской истории немало, с любовью к ней. Но у меня это получилось.

В Костроме, в картинной галерее, я не мог не вспомнить свое стихотворение, посвящённое одному из экспонатов костромского музея. Вот оно.

Портрет

Так и нету внятного ответа,

что такое стынь тоски вселенской.

И откуда вдруг источник света

в дальнем устье улицы губернской?

Это жизнь с её подушным правом.

Это на год сделался взрослее

«Мальчик в красном» с воинским уставом

в костромской картинной галерее.

Объясняют нам на не богатом

языке, что уж не в первый раз мы

стали вдруг побочным результатом

выброса сверхраскалённой плазмы.

Если так — откуда сила духа

у совсем мальчишки офицера?

А ещё: надежда — повитуха

и многоглаголанья, и веры?

И хотя, что вырастет безбожник,

каменщик ли вольный, может статься,

неизвестный крепостной художник

так и не решился догадаться,

мрак светлей — от вьюжного убранства,

от фосфоресцирующих терний,

от необозримого пространства

сопредельных с нашею губерний.

6.1.2004

Запись трансляции беседы Ксении Сергазиной и Валерии Ахметьевой с Юрием Кублановским в группе Центра гуманитарных практик ВКонтакте