11.02.2025
Всероссийская научная конференция «Современные методы изучения культуры – ХVII»
Конференция проводится ежегодно Факультетом культурологии РГГУ и собирает представителей разных областей социогуманитарного знания, занятых изучением заявленных тем и вопросов. В этом году к участию приглашаются преподаватели РГГУ и других высших учебных заведений, сотрудники научных организаций и культурных учреждений, аспиранты и студенты.
Возможные формы участия: выступление с докладом (до 15 мин) или участие в общей дискуссии.
Желающие принять участие в работе секций в качестве докладчиков могут прислать в оргкомитет конференции названия своих докладов и аннотации (объемом не менее 150 слов), а также сведения о себе (Ф.И.О., место работы, академический статус или должность, контактные данные: e-mail и телефон).
Заявки принимаются до 31 марта 2025 года включительно.
Просим направлять заявки в оргкомитет конференции по email с темой письма:
«Конференция СМИК-ХVII, Секция "(название)"»
по этим адресам:
itk@rggu.ru,
spik@rggu.ru,
vshek@rggu.ru
с копией:
galazver@mail.ru,
helga.shchedrina@gmail.com
Ознакомиться с информационным письмом можно по ссылке или на сайте конференции.
Основные темы конференции предполагается обсудить в ходе работы нескольких секций:
Секция: Исследования культуры России в XXI веке: проблемные поля, подходы и методы
Организаторы: Г.И. Зверева, С.Н. Оводова, З.К. Саламова
Вопросы для обсуждения:
- Конструирование личной и коллективной идентичности в медиатизированной цифровой среде: социокультурные аспекты изучения
- Культура «заботы о себе» в современном российском обществе: направления исследований
- Региональные культуры России в прошлом и настоящем: новые подходы к изучению
- Исследования коллективной памяти о прошлом в условиях цифровизации
- Медиакультура в России 2010-2020-х годов: стриминги, видеоблоги и сетевая коммуникация
Секция: Искусственный интеллект в создании новых культурных форм и практик: возможности, эффекты, проблемы
Организаторы: А.М. Перлов, В.А. Косякова, Т.В. Крувко
Вопросы для обсуждения:
- Искусственный интеллект как объект культурологического исследования
- Искусственный интеллект в научно-исследовательских практиках и в образовании: возможности, проблемы, границы
- Искусственный интеллект в креативных индустриях: социокультурные, технологические, этические аспекты
- Роль искусственного интеллекта в повседневных жизненных практиках
- Антропоморфизм в сфере социокультурного восприятия искусственного интеллекта
Секция: Интермедиальность в художественной культуре XX–XXI веков
Организаторы: В.В. Плужник, И.Н. Захарченко, О.М. Щедрина
Вопросы для обсуждения:
- интермедиальность как аналитическое понятие, его содержание и границы применения
- роль историко-культурного контекста в исследовательской интерпретации и концептуализации «медиальности» и интермедиальных практик
- аудиальное, материальное, сенсорное как категории интермедиального анализа
- интермедиальность как перевод: анализ «гибридных» культурных продуктов
- визуальные медиа как мультимодальные объекты
- интермедиальность в литературных произведениях
- интермедиальность: технико-технологические аспекты
Секция: Визуальные методы исследования человека в контексте культуры: возможности и ограничения
Организаторы: Е.Ю. Трушкина, Н.В. Казурова
Вопросы для обсуждения:
- Портрет человека на фоне культуры. Возможности и ограничения визуальных методов исследования (фиксации и репрезентации) человека, его жизненного пути, личности в контексте культуры.
- Возможности и ограничения визуальных методов исследования в образовательном процессе. Вовлечение учащихся в визуально-антропологические практики: процесс фиксации, создания и познания визуальных текстов и образов.
- Этнокультурные особенности: обряды и быт. Обсуждение подходов и методов аудиовизуальной фиксации различных проявлений жизни и деятельности человека, в процессе реконструкции повседневной жизни сообществ.
Секция: Популярная культура Восточной Азии в условиях медиатизации
Организаторы: Е.Г. Ним, А.В. Тарасова
Вопросы для обсуждения:
- Подходы к изучению медиакультуры стран Восточной Азии
- Медиатизация восточноазиатской поп-культуры: платформы, виртуальность и искусственный интеллект
- Специфика форматов и жанров популярной медиапродукции Китая, Южной Кореи и Японии
- Социальная повестка восточноазиатских сериалов, комиксов, видеоигр, k-pop и т.д.
- Медийные репрезентации культур Восточной Азии
- Национальные и глобальные фэндомы восточноазиатских медиа
Секция: Культурные игры вчера и сегодня: «ложные» образы, симуляции, имитации
Организаторы: И.В. Кондаков, А.В. Демкина
Вопросы для обсуждения:
- Проблема «подлинного» и «поддельного» в социокультурном контексте
- Пародия, оммаж, пастиш как способы взаимодействия с культурными текстами прошлого и настоящего
- (Не)оригинальность текста как «вечная проблема» и условие культурного творчества
- Симуляция и имитация как сюжет в современных художественных нарративах
- Двойничество и близнечный миф в культуре
Секция: Путешествие волшебной сказки в мире популярной культуры: к 130-летию со дня рождения В.Я. Проппа
Организаторы: С.А. Борисова, А.В. Тарасова
Вопросы для обсуждения:
- "Исторические корни" современных волшебных сказок
- Волшебная сказка за пределами фольклора и ее морфология
- Герой, вредитель, царевна и другие персонажи волшебной сказки: традиции, интерпретации, инновации
- Влияние концепции В.Я. Проппа на популярную культуру второй половины XX - первой четверти XXI вв.
- Трансформация сказочных сюжетов в произведениях популярной культуры (литературных произведениях, кинофильмах, телесериалах, комиксах и т.п.)
Также во время конференции состоится презентация книги «Русская идея: рождение и возрождение. М.: Свято-Филаретовский институт. 2025. 176 с.»
Организатор:
Л.В. Крошкина.
По результатам работы конференции предполагается отбор докладов для последующей публикации статей в выпусках рецензируемого научного журнала «Вестник РГГУ. Серия «Литературоведение. Языкознание. Культурология»
Конференция проводится в смешанном формате по адресу Москва, РГГУ, ул. Чаянова, дом 15, метро «Новослободская» (офлайн) и в режиме видеосвязи с использованием сервиса ZOOM (онлайн).