российский
государственный
гуманитарный университет


Советский научный эксперимент 1920-х гг.: фантастические идеи и социальная практика

Участники:

  • Долгова Е.А., к.и.н., доцент (руководитель);
  • Слискова В.В., магистрант 1 курса;
  • Железова Н.П., магистрант 1 курса;
  • Неруш В.О., студент 3 курса, бакалавриат.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

В ходе реализации проекта было исследовано прикладное измерение отечественной экспериментальной науки 1920-х гг. – а именно изучены предложенные ею практики и алгоритмы для решения социальных проблем. Изучение данной проблематики в таком ракурсе позволила вывести тему из узко дисциплинарного пространства истории науки в сферу социальной истории, истории идей, истории образования и других актуальных исследовательских направления. Постановка исследовательской задачи позволила оценить значение научного знания для решения конкретных социальных проблем, обостряющихся в периоды общественных изменений. В ходе реализации проекта 1920-е гг. были обозначены как важный исторический момент, когда теоретические идеи дореволюционной науки смогли быть реализованы в виде инициативных экспериментальных проектов и тем самым обрели свою практическую направленность.

Основными ключевыми сюжетами для исследования из истории науки в 1920-х гг., стали:

  • взаимодействие научных экспериментов и идей-утопий (научно-популярной фантастики) в экспериментальном пространстве 1920-х гг.;
  • история отдельных лабораторий и институциональных центров, созданных под влиянием идей «революционной науки» и пытавшихся реализовать утопические идеи на практике - а именно, Школы социально-индивидуального воспитания им. Достоевского В.Н. Сорока-Росинского, Института экспериментальной медицины Государственного контрольного института сывороток и вакцин и Института по переливанию крови, Института народов Севера.

Одним из наиболее важных результатов проекта стало введение в оборот комплекса неопубликованной документации, которые помогли реконструировать различные аспекты практического воплощения проблематики в педагогическом, биомедицинском, социологическом поле. Были выявлены и изучены документы, находящиеся в фондах ГАРФ, РГАЛИ, РГВИА, АРАН, Научного архива РАО, Отдела рукописей РНБ и РГБ, ЦГИА СПБ, ЦГА СПБ.

  • Организованы студенческая секция на Международном научно-практическом форуме «Стены и мосты – VIII» (23-24 мая 2019 г., РГГУ), а также Первая межвузовская школа молодых ученых «Наука в истории: Эволюция научной мысли, идеи и авторы» (24–26 октября 2019 г.) в рамках «Дней студенческой науки» РГГУ.
  • 16 научных публикаций, 24 выступления с докладами на различных конференциях, подготовлены 2 выпускные квалификационные работы.

Информационные страницы проекта:

Информация на сайте УНЦ междисциплинарных гуманитарных исследований
Продвижение проекта в социальной сети Facebook по хештегу #Советский_научный_эксперимент_1920х_фантастические_идеи_и_социальная_практика_РГГУ #Студенческие_проектные_научные_коллективы_РГГУ

Публикации о Первой межвузовской школе молодых ученых «Наука в истории: Эволюция научной мысли, идеи и авторы» (24–26 октября 2019 г.):