российский
государственный
гуманитарный университет


Посредничество между реальным и потусторонним миром в религиозных практиках иранцев-шиитов

Участники:

  • Филин Н.А. д-р. ист. наук, доцент, заведующий кафедрой современного Востока ФИПП ИАИ (руководитель);
  • Башарин П.В. канд. филос. наук, доцент, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ;
  • Бурова А.Н. канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ;
  • Раванди-Фадаи Л.М., канд. ист. наук, доцент кафедры современного Востока ФИПП ИАИ;
  • Кокликов В.О. ст. преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ;
  • Ходунов А.С. преподаватель кафедры современного Востока ФИПП ИАИ.

Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:

Было установлено важнейшее значение посредничества между реальным и потусторонним миром не только в религиозных практиках иранцев-шиитов, но и других течениях ислама. Посредническую функцию несли на себе, как живые святые, так и умершие. Причем их сила (как живых, так и ушедших из жизни) была равнозначной. Также были исследованы такие формы посредничества, как обращение к джинам, мистическим таблицам и предметам, а также апеллирование к шахидам. Установлена связь между современными практиками шиитов и суфийской традицией.

Были выявлены специфические черты современного культа имама Хомейни, заключающиеся в его святости, а также особой организацией места его упокоения.

Были определены попытки переноса образа имама Хомейни на нынешнего Лидера Исламской Республики Иран Али Хаменеи. Это выразилось в наделении его титулом «имам», что, однако, не нашло массовой поддержки.

Была обнаружена различная интерпретация положения Лидера страны среди представителей религиозно-политической элиты Ирана: от только божественной легитимации его института до признания народа, как главного носителя обоснования его власти.

Были уточнены полномочия и функции шиитских религиозных наставников, включая вопрос о женском религиозном наставничестве, институт которых претерпел некоторые изменения после Исламской революции в Иране 1979 г.

В научный оборот было введено множество визуальных источников: религиозно-политических плакатов и фотографий святых мест, речей и трудов религиозно-политических деятелей современного Ирана, а также материалы иранских информационных агентств.


Результатом проекта стали 6 научных публикаций, сборник научных статей, 2 научные конференции, 10 выступлений с докладами на конференциях. На базе РГГУ проведены:

В рамках проекта были проведены две международные конференции: Международный круглый стол «Посредничество между реальным и потусторонним миром в культурах Востока» (19 июня 2020 г., проходила в удаленном режиме с использованием платформы zoom) и Международная конференция «Реальное и потустороннее в исламе традиции, идеи и практики» (20 ноября 2020 г.) (проходила в смешанном режиме с использованием платформы zoom).


В работе международного круглого стола «Посредничество между реальным и потусторонним миром в культурах Востока» приняло участие 16 участников из вузов и научно-исследовательских институтов Москвы, Санкт-Петербурга, Баку, Лондона, Лексингтона (США). Круглый стол состоял из нескольких блоков: ислам, Древний Восток, Восточная Азия и Океания. Первостепенным был блок, посвященный исламу.

Важные темы и выводы мероприятия сводятся к следующим:

  • общение с духом наставника на материале средневековых арабских, персидских и тюркских письменных памятников. Визуализация духа наставника, в том числе живого, связана с передачей «мыслеформ» и «мыслеобразов», которые визуализируют конкретного наставника в сознании его последователя. Чтобы образ стал активным медитирующий заряжает его сильной эмоцией – любовью;
  • общение с миром духов (джиннами) на примере экзорцистских практик в средневековом мусульманском мире. Духи как посредники постепенно превращаются в метафоры и используются в философской традиции. Повелевание подобными духами – метафора владычества над т.н. «средним миром» – миром идей, связующим материальный и горний миры. Интересные механизмы, касающиеся экзорцизма, демонстрирует восприятие злых духов в среде ашкеназского еврейства;
  • воплощение идей связи между мирами в прикладном искусстве и литературе на примере «татарского шамаиля» (гравюр, восходящих к виду станковой живописи, популярному в османской Турции) и творчества известного ливанского писателя XX в. Михаила Нуайме ставит вопросы о соотношения реализма и схематизма в живописи, романтизма и реализма и проблеме магического реализма в литературе;
  • общение с потусторонним в современном мире на примере традиционного паломничества хаджжа и культуры азербайджанцев: синтез древних, средневековых и современных представлений;
  • значение потустороннего в современном Иране на примерах культа покойных религиозных лидеров, паломничества к их могилам и мессианского фактора в современной иранской политике. Исследования выявляют сохранение традиционной для шиитов веры в наличие прямой связи с потусторонним миром через имамов в большой части иранского общества.

В Международной конференции «Реальное и потустороннее в исламе: традиции, идеи и практики» (20 ноября 2020 г.) приняло участие 17 участников из вузов и научно-исследовательских институтов Москвы, Санкт-Петербурга и Лондона. Был представлен широкий спектр тем: алиментарные образы в Коране связанные с пищей; предсказания о грядущих правителях в по материалам династийных арабских хроник IX – X вв.; суфийские святые как посредники между миром свидетельствования и миром сокрытого в «Маснави» Руми; образ духов-райских птиц в раннеисламской экзегетике (на примере описания шахидов); проблема лицезрения Бога в суфийской традиции, интерпретация макрокосма, микрокосма и буквенной символики в суфийском братстве чиштийа; сорок праведных мужей (чилтанов) в фольклоре и литературе Бадахшана; интерпретация суфийских идей в романа Михаила Нуайме «Последний день»; потусторонний мир в современной литературе Йемена; семиотика изображений демонов в средневековом исламском и западно-европейском искусстве; вера в джиннов в Курдистане; мотив благочестия в египетском кино 1940х гг.; феномен женщин-моджтахедов в Иране; культ имама Хомейни в современном Иране; мученики ирано-иракской войны в пятничных проповедях; религиозный статус Лидера ИРИ Али Хаменеи.

Выводы докладов сводятся к следующим пунктам:

  • в мусульманской традиции прослеживается тесное сопряжение норм повседневной жизни (структур повседневности) с потусторонней. Этот феномен восходит в доисламскому времени и Корану (на примере описания пищи). Особого внимание заслуживает описание коранического ада, в котором преобладают образы, заимствованные из повседневности;
  • практики гаданий и предсказаний играли важную роль не только в повседневной жизни, но и в научном дискурсе на примере интереса историков, авторов династийных средневековых хроник, к предсказаниям о грядущим правителях;
  • одной из ключевых тем в данной области является посредничество (между Богом и людьми), которое осуществляют святые. Работающие механизмы предлагает как мистика, так и повседневная культура, которая может либо восходить к доисламскому времени, либо быть упрощенной производной от разработок практики популярных суфийских братств;
  • проблема возможности лицезрения Бога людьми занимала умы мистиков и прочих богословов в эпоху расцвет мусульманской культуры, но после монгольского нашествия интерес к ней постепенно угасает;
  • современная культура мусульманских народов (литература, фольклор, кино) сохраняют традиционный интерес к потустороннему. Это прослеживается, например, в культуре современного Йемена, остающегося «заповедником» традиционных воззрений, среди курдского населения Турции и арабских государств;
  • в рамках изучения демонологии перспективных представляется метод семиотического анализа иконографии демонических существ. В перспективе, он может выявить структурные параллели между разными традициям (например, христианством и исламом);
  • практика связи с потусторонним получила развитие в современном шиитском Иране: проблема мученичества и благочестия (в т.ч. среди женщин), культ имама как посредника.

По итогам двух прошедших конференций подготовлен и сдан в печать сборник материалов, включающий статьи, доклады и тезисы. В резолюции конференций прозвучала заинтересованность ряда участников в создании коллективной монографии, посвященной джиннам в классической и современной культуре. Однако написания подобной работы невозможно без привлечения ведущих зарубежных специалистов, исходя из малого числа отечественных исследователей в области мусульманской демонологии.

Презентация (Скачать)

Информационные страницы проекта: