Участники:
- Малкина В.Я., канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой теоретической и исторической поэтики (руководитель).
- Белякова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
- Бесова А.В., студентка института филологии по направлению 45.03.01 Филология, профилю Зарубежная филология (компаративистика: языки, литература, культура России и страны специализации).
- Булатова А.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
- Исаева М.В., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
- Казаринова П.С., магистрантка института филологии по направлению 45.04.01 Филология, профилю Теория литературы и литературное образование.
- Леонова Е.Ю., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
- Масалов А.Е., аспирант кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
- Монхбат И., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
- Самаркина М.Д., аспирантка кафедры теоретической и исторической поэтики по направлению 45.06.01 Языкознание и литературоведение, профилю Теория литературы. Текстология.
Основные результаты, полученные в ходе реализации проекта:
- Была достигнута первоочередная цель проекта – разработать методологический аппарат, необходимый для углубленного анализа категорий художественного мира и визуального в литературе, применяя междисциплинарный подход, объединяющий философско-эстетические, искусствоведческие, филологические и иные гуманитарные методологии.
- Центральное место в исследование занимала категория «воображаемый мир героя», разработанная в рамках научной школы теоретической и исторической поэтики. Установка на анализ данного явления в литературе и визуальной культуре позволила выявить его типологические особенности, а также разграничить миры воображаемые и фантастические в художественном произведении. Исследовательский потенциал категории «воображаемый мир героя» заключается в том, что она выступила в роли способа расширения смежных научных категорий (граница, субъект, хронотоп), важных для дисциплин современного гуманитарного профиля: философии, искусствознания, культурной антропологии.
- Материалом исследования послужили произведения словесной, визуальной, аудиальной и синкретической культур: эпические, лирические или драматические тексты; картины, инсталляции или фотографии; песни, постановки, фильмы и даже комиксы или компьютерные игры. Отсутствие ограничений на материал и междисциплинарный подход также помогли привлечь внимание молодых специалистов, что стало свидетельством расширения научного и образовательного потенциала исследуемого понятия.
- Как студенческий проект данное исследование послужило и дополнительным творческим стимулом развития молодой науки как свободной циркуляции знаний в современном образовательном пространстве. Мотивация студентов на обмен мнениями, методами и результатами исследований позволила выстроить комфортную среду для межвузовского и междисциплинарного взаимодействия, а посредством самоорганизации были сформированы умения осуществлять организаторскую и научно-исследовательскую деятельность по заявленной теме.
- Опубликовано 44 статьи, в т.ч. 33 статьи аспирантов и студентов; состоялось 30 выступлений с докладами на научных конференциях, школах-семинарах, выставках.
- Проведено 4 студенческих научных мероприятий по теме проекта: XI межвузовская студенческая научная конференция «Воображаемый мир героя в литературе и культуре: поэтика и рецепция», круглый стол «Визуальное во всём-2», секция «Визуальное в литературе» на «Белых чтениях-2020» аспирантско-магистранский круглый стол «Семиотика. Символ. Событие», презентация сборников, изданных спецсеминаров «Визуальное в литературе» в прошлые годы. Две участницы проекта защитили выпускные квалификационные работы бакалавра на «отлично» и поступили в магистратуру РГГУ на направление «Теория литературы и литературное образование». Аспирантка Леонова Е.Ю. защитила аспирантский доклад по теме «Поэтика гротеска и абсурда в детской литературе (на материале произведений российских авторов XX–XXI вв.)».
Презентация (Скачать)
Информационные страницы проекта: