российский
государственный
гуманитарный университет


Когнитивные механизмы и дискурсивные стратегии преодоления социокультурных угроз в исторической динамике: мультидисциплинарное исследование

Сайт проекта

Аннотация проекта:

Проект направлен на разработку познавательного инструментария и научных моделей анализа социокультурных угроз как факторов, оказывающих существенное влияние на развитие современных обществ. В рамках картины мира носителей русского языка в синхронном и диахронном аспектах впервые будут комплексно исследованы механизмы концептуализации и дискурсивной репрезентации реальных и гипотетических рисков, а также коммуникативные стратегии предупреждения и преодоления угроз в истории и современности.

Главная цель проекта – совершенствование исследовательского инструментария и выработка алгоритмов анализа когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий русскоязычного текстообразования XIX – XXI вв., связанного с репрезентацией и осмыслением социокультурных угроз. В ходе реализации проекта предполагается с помощью переосмысленных современной гуманитарной наукой подходов и достижений когнитивных наук проанализировать потенциал мышления, языка, социальных и культурных факторов познавательной деятельности человека для нового осмысления способов восприятия, понимания и предупреждения рисков и опасностей в современном обществе.

Ключевая задача проекта – построение моделей и выбор комплекса методов, позволяющих систематически описать концептуальный аппарат, языковые репрезентации, нарративные сценарии, объяснительные схемы и предполагаемые способы предупреждения тех или иных ключевых рисков и опасностей на материале дискурсивных практик русского языка XIX – XXI вв. Это потребует совершенствования мультидисциплинарных способов анализа исторических и современных источников, основанных на совмещении методов когнитивной лингвистики, исторического анализа дискурса, нарратологии и нейросемантики.

Комплексное исследование когнитивных механизмов и дискурсивных стратегий, сопряженных с осмыслением и преодолением социокультурных угроз, планируется осуществить в нескольких аспектах:

  • создание корпуса исторических и современных текстов, репрезентирующих социокультурные риски; определение и типология базовых социокультурных концептов, являющихся когнитивной основой дискурсивной манифестации угроз;
  • выявление и типология доминирующих нарративных стратегий, моделирующих представления о происхождении, смысле и возможных последствиях предполагаемых опасностей, а также описывающих пути их предотвращения;
  • нейролингвистическое картографирование головного мозга русскоязычных коммуникантов на основе выделенных концептов социокультурных угроз.

Исследования данных опорных единиц дискурса будут осуществляться в аспекте исторической аналитики когнитивных механизмов концептуализации угроз и их преодоления. Отобранный материал предполагается рассмотреть в динамике – от периода Отечественной войны 1812 года (первый пик общенациональной угрозы в XIX веке) по настоящее время.

Актуальность решения поставленной исследовательской задачи обусловлена отсутствием в современном социально-гуманитарном знании интегрального мультидисциплинарного подхода, который позволил бы исследовать концептуализацию, вербализацию и нарративное оформление угроз на различных уровнях когнитивно-дискурсивной деятельности – в спектре от нейропроцессов до сложной семантики историографических и художественных текстов. Кроме того, сегодня нет исследований, которые бы объединяли в едином фокусе изучение социального и культурного конструирования угроз, анализ исторического опыта их преодоления, и при этом были бы направлены на поиск критических инструментов анализа и механизмов нормализации современного коммуникативного пространства в отношении стрессовых и кризисных ситуаций в сфере актуальных общественных практик.

Срок реализации: 2017-2020

Члены научного коллектива:

  • Тюпа В.И., главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Величковский Б.М., главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Чубарьян А.О., главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Шайтанов И.О., главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Шкаренков П.П., главный научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Троицкий Ю.Л., старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Воробьёва О.В., старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Боярская Е.Л., старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Альтман И.А., старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Корчинский А.В. старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Орлов Д.Е., научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Коннова М.Н., научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Сокрута Екатерина Юрьевна, научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Луценко Елена Михайловна, научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Погорелая Е.А., научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Аринкин Н.А., аналитик Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Зайдельман Л.Я., аналитик Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий Котов А.А. старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Филиппов Ю.В., старший научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Николаи Ф.В., ведущий научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Агратин А.А., научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий;
  • Барышников А.Е., научный сотрудник Научно-образовательного Центра когнитивных программ и технологий.