российский
государственный
гуманитарный университет


Учебно-научный центр «Новая Россия. История постсоветской России»

Общая информация о научной деятельности УНЦ

В 2000 г. в Историко-архивном институте РГГУ была создана научно-образовательная программа «Новая Россия. История постсоветской России». В основе концепции программы лежала идея, согласно которой история Российской Федерации есть продолжение глобальных реформаторских процессов, которые начались в середине 1980-х гг. в СССР под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Для методического обеспечения программы тогда же был создан учебно-методический кабинет «История России XX века». В мае 2004 г. на базе научно-образовательной программы был создан Учебно-научный центр «Новая Россия. История постсоветской России» в целях научной разработки актуальных проблем современной истории России в контексте осуществления государственной политики в области образования, совершенствования профессиональной подготовки преподавателей и студентов.

На базе УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» реализуются следующие программы:

  • 46.03.01 направление подготовки «История" направленность (профиль) «История постсоветской России»
  • 41.03.06 направление подготовки «Публичная политика и социальные науки» направленность (профиль) «Публичная политика и социальные науки»

Основные направления деятельности УНЦ:

В основе научной деятельности УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» лежит проблематика современности как научной парадигмы и как российской реальности. Под современностью понимается историческое время 1980-2010-х гг. Под российской реальностью понимаются процессы, происходившие в России и вне ее в названный исторический период. В качестве предмета, таким образом, рассматриваются: экономика и реформы, социальная сфера, динамика и структуры власти, эволюция общественных отношений, культурные процессы, особенности и идеология внешнеполитического сосуществования с мировым сообществом, состояние гуманитарной науки и т.д.

С учетом предметного полифонизма результаты научной деятельности сотрудников УНЦ включают в себя множество тем разнообразного содержания, которые в совокупности образуют контент по истории современной России. Центральной темой выступает история современной России, по которой в течение ряда лет была создана серия учебной и научной литературы, в основе которой лежали самостоятельные научные разработки авторов.

Елисеева Наталья Викторовна


Результаты деятельности научных сотрудников

В 2017, 2018 гг. учебно-научный центр проводил Всероссийский форум «История современной России глазами школьников и студентов: политика, экономика, культура», который являлся одним из крупнейших научных молодёжных мероприятий в России, обращённых к проблемам отечественной истории. Партнёрами Форума выступали ведущие общественные, научные и просветительские организации России, музеи, архивы и библиотеки. Форум стал крупным международным научным мероприятием, а география проекта охватила большинство регионов России и ряд зарубежных стран.

Наряду с Всероссийским форумом, под руководством УНЦ в ноябре 2019 г. была проведена Международная научно-практическая конференция «История современности. Информационные ресурсы, методы и исследовательские практики в России и за рубежом», которая объединила крупнейших специалистов в данной области. Участие в конференции приняли более 80 человек, в том числе иностранные участники, представлявшие Испанию, Германию, Сербию, Хорватию, Украину, Таджикистан, Армению, Казахстан. Конференция проводилась на базе РГГУ и Российского исторического общества.

В рамках мероприятия состоялось обобщение опыта изучения истории современности в России и за рубежом, а также разработка концепции дальнейшего развития этого научного направления. На конференции были рассмотрены вопросы методологии изучения истории современности, современные исследовательские практики, состояние и особенности ресурсной базы, состояния историографии истории современности, проблема и критерии периодизации и т.д.

УНЦ «Новая Россия. История постсоветской России» также активно развивает международное научное сотрудничество с научными организациями из стран ближнего зарубежья и Европы в области истории и архивного дела. Так, в апреле 2018 года учебно-научный центр выступил соорганизатором Международного образовательного молодёжного проекта «Школа Историка» а в сентябре 2018 года на базе Российского общества историков-архивистов при активной поддержке центра состоялся Международный форум молодых историков-архивистов. Основной целью проектов стало создание международного коммуникационного пространства исторического просвещения молодежи, знакомство с современной российской исторической школой, а также формирование профессионального кластера молодых архивистов, обладающих опытом международного уровня.

Козлов Владимир Петрович


Среди социально значимых проектов, реализуемых сотрудниками УНЦ, являются:

  • Экспертизы школьных учебников по истории России по линии исторического общества (РИО). (Например: «Трудные вопросы истории России: Оценка периода правления Л.И.Брежнева и роли диссидентского движения // Электронный научно-образовательный журнал «История» (член.-корр. РАН, докт. истор. наук Пивовар Е.И., докт. ист. наук, проф. Безбородов А.Б., канд. истор. наук Н.В.Елисеева), серия «Книга для учителя». Общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания»).
  • Экспертиза и описание документов из Архива Президента РФ и РГАНИ (180 документов) (совместный с РПЦ).
  • Участие в создании «Исторического парка» (совместный проект Администрации Президента и РПЦ).
  • Участие в проектах «Диктант Победы 2019» и «Диктант Победы 2020»(Администрация Президента РФ, партия «Единая Россия»).
  • Проект «Вузовская наука для школы» (Сотрудничество с журналом «Преподавание истории и обществознания». Серия статей за 2016-2020 гг.).

К числу последних работ относятся:

  1. Шубин А.В. Сантьяго Карильо: человек и его память. // Латиноамериканский исторический альманах. № 25. 2020. С. 35-39.
  2. Шубин А.В. Неформалы в Перестройке. // Историческая экспертиза. №1. 2020. С. 134-156.
  3. Горизонтов Л.Е. Россия – Польша: XX век. Пособие для учителей истории / Л. Горизонтов, Р. Внук. Люблин: Лаборатория „Институт Центрально-Восточной Европы им. Ежи Клочовского” в Центре „Брама Гродзка – Театр NN”, 2020. 307 с.
  4. Шушкова М.Е. Не оказывать содействия и не препятствовать»: Русская Православная Церковь в планах руководства нацистской Германии// СССР во Второй мировой войне. 1939-1945: достижения и перспективы современных исследований (к 75-летию Победы): Сб. научных статей/ Отв. ред. А.А. Киличенков; Сост. С.Ю. Кондратенко, М.Е, Шушкова. М.: РГГУ, 2020, с. 177-184.
  5. Елисеева Н.В. СССР: реформы и реформаторы: 1945-1991 гг. Монография. М.,: РГГУ. 2019. 448 с.
  6. Шушкова М.Е. Становление государственности в Туркестане в 1917 г.: проблема выбора//Пути преобразования общества и их осмысление в гуманитарных науках. Материалы всероссийской научной конференции (14 февраля.2017 г., Москва, РГГУ); отв. ред А.Б. Безбородов. – М.: РГГУ, 2018. С. 337-343.
  7. Шубин А.В. Старт Страны Советов. Революция. Октябрь 1917 – март 1918. СПб., 2017.
  8. Шушкова М.Е. Туркестан от февраля до октября 1917 г.: в поисках новой государственности// 1917 год: Государство. Власть. Территория. Материалы международной научной конференции (25 октября 2017 г., Москва, РГГУ) - М.: РГГУ, 2017. С. 387-394.
  9. Шушкова М.Е. Кокандская автономия // Россия в 1917 году [Текст] : энциклопедия / Российское историческое общество [и др.] ; редакционная коллегия: А. К. Сорокин (отв.ред.), - М. : РОССПЭН, 2017, С. 445-447.
  10. Елисеева Н.В. История перестройки в СССР. 1985-1991 гг.: Учебное пособие. М.: РГГУ, 2016. 548 с.
  11. Елисеева Н.В. История рождения современной многопартийности // Сборник «Власть и народ», Изд-во «Ипполитова». М. 2016.
  12. Шубин А.В. Мир на пути к войне. СССР и мировой кризис 1933-1940 гг. М., 2016.