Центр создавался в 1996-1998 гг. Центр входит в Организацию феноменологических организаций (OPO), учрежденную на конференции в Праге в 2002 и насчитывающую более 100 феноменологических обществ, архивов, центров по всему миру.
В разное время в Центре работали В.В. Калиниченко (один из создателей Центра), С.А. Коначева, В.А. Куренной, А.В. Михайловский, А.А. Шиян, А.В. Ямпольская.и др.
Сотрудники Центра участвовали в крупных международных исследовательских, переводческих и издательских проектах:
Сотрудники Центра организовали ряд крупных международных конференций:
Исследовательская работа в области феноменологической философии — одного из основных направлений современной мировой философии.
Феноменология - одно из основных, наряду с аналитической философией, направлений в философии XX в.; она останется таковым и в XXI в. Предмет феноменологии – многообразные феномены человеческого мира, доступ к которым и возможность описания которых укоренены в самом сознании и человеческом бытии: сознание и рефлексия, время и переживание, суждение и познание, любовь и ненависть, воля и желание, страх и совесть, действие и выбор, свобода и смерть, телесность и пространство, искусство и эстетическое восприятие, мир и другой человек.
В основе феноменологического метода лежит дескрипция, а не конструкция или воображение. Феноменологическая стратегия состоит в том, чтобы отказаться редукционизма и описать вещи (в самом широком смысле) такими, какими они проявляют себя, не отсылая к чему-то другому, т.е. описать их как феномены.
Основной принцип феноменологии - «к самим вещам», что означает: преодолеть предрассудки и предвзятые мнения, освободиться от привычных установок и навязываемых предпосылок, отстраниться от методологических шаблонов и клише и обратиться к первичному, изначальному опыту сознания, в котором вещи предстают не как предметы уже имеющихся теорий, точек зрения, установок, не как нечто, на что мы смотрим глазами других, но как нечто, что само раскрывается перед нами в раскрывающемся в нас первичном опыте. Сами вещи раскрываются нам, когда мы сами раскрываемся им навстречу, когда мы не мешаем им предстать пред нами такими, каковы они суть; так же как другой человек раскрывает себя нам, когда мы внимаем ему, а не оцениваем его, когда мы лишены предвзятости и обретаем особую настроенность, меняя наши привычные, обыденные установки. «Сами вещи» - это не кантовские «вещи в себе», но это и не порождение нашего воображения. Если мы хотим принять данность предмета такой, какой она есть, мы не должны что-либо добавлять в этот предмет «от себя», смотреть на этот предмет с уже заранее принятой и усвоенной точки зрения.
В академическом плане возникновение феноменологии во второй половине XIX -начале ХХ века было связано с проблемами разделения предметов и методов психологии и естествознания, психологии и философии (в аспекте проблемы сознания) психологии и логики.
У истоков феноменологии – учение Франца Брентано о различии психических и физических феноменов. Феноменология сознания, развитая в трудах Эдмунда Гуссерля, явилась исходным импульсом феноменологического движения – распространения феноменологической философии во всем мире. Архивы Гуссерля находятся в Лувене (Бельгия) (основной архив), Кёльне, Фрайбурге, Париже. Работы Мартина Хайдеггера и Макса Шелера обусловили появление иных, негуссерлевских, вариантов феноменологии. Феноменология оказала влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; после второй мировой войны феноменологическая философия получила широкое распространение в Европе, Северной и Южной Америке, а также в Австралии, Японии, Китае и других странах Азии, в ЮАР. Исследовательские центры и феноменологические общества существуют во многих странах мира. В 2002 г. была создана международная Организация феноменологических организаций.
В России быстрая рецепция идей Гуссерля в начале XX в. (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, Г.Г. Шпет, Б.В. Яковенко, А.Ф. Лосев и др.) была прервана по политическим причинам в 20-е гг. С 1960-х гг. вновь появляются аналитические работы по Ф. (К.С. Бакрадзе, П.П. Гайденко, З.М. Какабадзе, Н.В. Мотрошилова и др.) и переводы феноменологических текстов. В 80-е гг. молодые исследователи из Риги, Вильнюса и Ростова-на-Дону провели ряд конференций по феноменологии и герменевтике и издали пять сборников статей. Большую роль в распространении феноменологии в России в 90-е гг. сыграл журнал Логос. Первый Центр феноменологической философии был основан на философском факультете Российского государственного. гуманитарного университета в 1998 г. C 2008 г. выходит Ежегодник по феноменологической философии. С 2012 г выходит журнал «Horizon. Феноменологический исследования» (Институт философии Санкт-Петербургского государственного университета).
Количество публикаций сотрудников Центра за последние пять лет (с 2015 г.) составило около 100 работ.
Сотрудники Центра являются постоянными организаторами и соорганизаторами конференций, проводимых философским факультетом РГГУ: Всероссийской научной конференции «Алешинские чтения», всероссийской научной конференции молодых ученых «История систем мысли сегодня», международной конференции «Трансцендентальный поворот в современной философии принимают участие в днях студенческой науки РГГУ и «Гуманитарных чтениях» РГГУ, в частности:
Сотрудники Центра постоянно участвуют в международных и всероссийских научных конференциях, конгрессах и круглых столах. За последние 5 лет:
Сотрудники центра также участвуют в преподавании философских дисциплин на других факультетах РГГУ, прежде всего курса бакалавриата и специалитета «Философия».
За последние пять лет под руководством проф. В.И. Молчанова была защищена одна докторская и две кандидатские диссертации.
В настоящее время в центре проходят подготовку 2 аспиранта.
С 2008 г. Центр феноменологической философии издает «Ежегодник по феноменологической философии» на издательской базе РГГУ. К настоящему времени вышли 5 выпусков общим объемом 120 п.л. Коллектив Центра феноменологической философии в полном составе входит в редколлегию Ежегодника.
Проф. В.И. Молчанов является членом Научного Совета журналов «Husserl Studies» (Springer Verlag), «Логос» (Москва) и «Топос» (Минск-Вильнюс), а также членом редколлегии журнала «История философии» (ИФ РАН). Доц. М.А. Белоусов является членом редколлегии журнала «Horizon. Феноменологические исследования». Ст.научн.сотрудник И.С. Курилович входит в редколлегию и является ответственным редактором философской рубрики журнала «Гуманитарный акцент» (РГГУ).
Межвузовский феноменологический семинар Учебно-научного Центра феноменологической философии ФФ. В семинаре принимают участие исследователи из РГГУ, НИУ ВШЭ, МГУ, СПбГУ, а также бакалавры, магистранты и аспиранты РГГУ. Есть возможность удаленного участия в семинаре.
Рабочий текстологический и переводческий семинар Учебно-научного Центра феноменологической философии ФФ.
Сотрудники Центра феноменологической философии выступают с докладами, открытыми лекциями и интервью на публичных площадках, так проф. В.И. Молчанов в последнее время выступал на Радио Маяк в программе «Объект 22» (2016 г.), в программе «Что делать?» (телеканал «Культура»), также проф. Молчанов выступал с открытой лекцией в Доме Лосева.
Ст.науч.сотрудник Центра И.С. Курилович подготовил справочно-инфомационный материал и выступил в открытой дискуссии под названием «У карты левой мысли: 1968 и пути истории. Левая мысль сегодня и современный активизм» в рамках выставки Образовательного центра Московского музея современного искусства (ММОМА) (2 марта 2019).